Бизнес вызвался помочь власти преодолеть кризис
В то время как политические дрязги на разных этажах украинской власти все больше затягивают страну в трясину экономических проблем, представители бизнес-элиты решили объединиться и предложить свой план преодоления кризиса и развития государства.
На фоне беспрецедентного возрастания угроз национальной безопасности в результате агрессии самого большого внешнеторгового партнера Украины кризисные тенденции овладели почти всеми секторами экономики. Помимо вновь возникшего кризиса власти, факторами, которые больше всего дестабилизируют экономическую ситуацию в Украине остаются коррупция, имитация реформ в реальном секторе экономики, замедление темпов внедрения судовой реформы. А также непреодолимые последствия девальвации национальной валюты, дефицит прозрачности и координации в осуществлении финансово-кредитной, валютно-курсовой политики НБУ и правительства, неблагоприятный инвестиционный климат, фискальное давление на бизнес, отсутствие решительных действий по прекращению процесса обнищания населения. Очевидно, что рецепты, которое выбрало нынешнее руководство страны, оказались недейственными и не дают желаемого результата.
В этой связи представители бизнес-элиты страны в рамках Украинского форума бизнеса, который прошел накануне в НСК «Олимпийский», решили объединить свои усилия и предложить власти свой План неотложных мер по преодолению социально-экономического кризиса и подготовке стратегии дальнейшего развития страны, который должен стать основной Программы деятельности правительства на 2016-2017 гг.
Организаторами мероприятия выступили — Украинский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Украины, Федерация работодателей Украины, Совет предпринимателей при Кабинете министров, Украинская бизнес-инициатива, гражданская платформа «Нова країна», общественное объединение «Украина — это я».
Открывая мероприятие, его модератор, чрезвычайный и полномочный посол Украины Александр Чалый заявил, что в стане «правит политический кризис, а в экономике чрезвычайная ситуация и чрезвычайное положение в стране требует неординарных решений». «Сегодня мы присутствуем на незаурядном событии. Впервые за годы независимости украинский бизнес и его представители, которые репрезентируют сегодня большинство украинского бизнес сообщества, объединились. И в формате Украинского форума бизнеса имеют амбитную надежду создать единую бизнес-платформу для того, чтоб презентовать через диалог и сотрудничество с властью свои требования», — сообщил он.
Этот тезис продолжил народный депутат, соорганизатор объединения «Украинская Бизнес Инициатива» Сергей Тарута. По его словам, еще никогда в истории украинского бизнеса не было единого голоса, «каждый старался выстраивать свои собственные отношения, в том числе и через политику, создавая свои политические группы депутатов и, таким образом, «решать для себя», «решать под себя». «И то, что случилось, это очень сложный, но очень важный процесс. Мы можем быть все разные. Но у нас у всех одна очень глубокая боль и понимание того, куда идет наша страна. И без консолидации мы ничего не сделаем», — сказал он.
Бизнесмен привел пример Южной Кореи, которая в 60-х гг. прошлого века была полностью разрушена войной. Объем экспорта тогда составлял меньше $100 млн./год, а сегодня этот показатель достиг $560 млрд./год. «Это пример того, что можно сделать, когда правильная экономическая политика, когда основой любой политической партии является экономика», — подчеркнул он. По его словам, невозможно повышать уровень жизни простого человека, при этом, не создав условия для богатого и зажиточного бизнеса.
В частности, президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Украины Геннадий Чижиков отметил, насколько важно поддерживать украинский экспорт особенно в свете того, что на дальновидную перспективу ЕС становится нашим важнейшем торговым партнером. «Но ЕС ждет от нас не только сырья. Мы можем конкурировать хорошей высококачественной высокотехнологической продукцией. Для этого необходима четкая экспортная политика. Есть «китайская модель» поддержки экспорта, «грузинская модель». А в чем заключается «украинская модель»? Наша модель заключается в том, что два важнейших ведомства — МИД и Минэкономразвития не могут между собой поделить кто из них ответственный за поддержку экспорта нашей страны. И в результате страдают бизнесмены», — сказал он.
По его мнению, поддержка экспорта — это не дело бизнеса, так как в любой стране — это государственная задача. «И когда мы слышим, что создание торговых представительств — это дорого, мы должны понимать, что экономизация внешнеэкономической деятельности — это не затраты, это инвестиции. Просто необходимо поменять коренной подход к этому процессу», — подчеркнул Чижиков. «Если мы хотим иметь экспортную политику мы должны определиться по поводу продвижения бренда Украины. Имиджевая характеристика очень важна. Если главным нашим имиджем будет коррупция и политический кризис, это очень тяжело продается», — подытожил он.
«Все что мы имеем на текущий момент в стране — это популизм. Власти невыгодно иметь четкий план развития страны, потому что за него нужно отвечать. Его нужно выполнять. Всем выгодно иметь свой план. Это хорошая возможность и коллективная безответственность. Премьер пинает на президента, президент — на премьера, парламент еще на кого-то, в итоге мы топчемся 25 лет, и в стране ничего не меняется. Единственная программа, которая у нас работает — это программа МВФ. Все. По этой программе мы обязаны брать кредиты, для того чтоб отдавать кредиты, но уже с процентами», — в свою очередь, заметил председатель наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Олег Боярин. По его словам, чтобы получить результат бизнес сообщество должно договориться и сделать один единственный план развития страны для всех — бизнеса, общества, правительства, парламента, «четкий и понятный, с конкретными показателями».
С ним солидарен член Совета Конфедерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. «Сегодня нам не нужны кредиты МВФ, нам необходимы инвестиции. Нам не нужно сегодня делать людей нищими с помощью субсидий, а давать рабочие места с соответствующей оплатой труда», – сказал он. По его словам, предложенный бизнесом план модернизации Украины дает ответ, что необходимо сделать, чтоб в 2020 г. было 7% роста ВВП, чтоб через десять лет мы суммарно получили $300 млрд. инвестиции.
«Страна, которая нас вдохновила — Словакия. Когда эта страна выиграла возможность, чтоб компания Land Rover инвестировала в нее, президент Словакии сделал одну простую вещь — он дал свой мобильный номер телефона директору завода и сказал — звоните, когда вам будет угодно. Скажите, у кого из вас есть мобильный президента, премьера, возможно, министра экономики? Кто из них из шкуры вон лезет, что приходили инвесторы к нам?», — задал он вопрос присутствующим.
В свою очередь, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах обратил внимание на то, что Украине необходимо прекращать деиндустриализацию государства. «Под большой угрозой наукоемкое и технически сложное производство, начиная с ракетно-космического комплекса и заканчивая транспортным машиностроением. В структуре готовой продукции удельный вес инновационной стал ниже 2%. Это недопустимо, так как это по сути путь к сырьевому придатку развитого мира», — сказал он. «Но то, что действительно беспокоит — это признаки деградации институтов власти, в первую очередь, по профессиональному признаку, исходя из той кадровой политики, которая пока что опирается на личностную преданность, коррупционную суматоху вокруг ресурсов. Это необходимо изменять и интеллект в Украине есть», — подчеркнул он.
В этом контексте председатель Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко подчеркнул важность создание технократического правительства в стране, на формирования которого должен влиять бизнес через праймериз. Обращаясь к главе парламентской фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко, которая представляла власть на этом мероприятии (несмотря на то, что к участию в форуме приглашалось все политическое руководство страны), он предложил, чтоб каждая бизнес организация «подала по три кандидатуры на каждую позицию в правительстве, которая отвечает за реальный сектор экономики».
«Если у кого-то будет претензии к тому, кто победит в этом рейтинге, он должен стать и ответить на вопросы, которые ему будут поставлены. Потом эти люди должны будут переданы вам, и вы должны из них выбрать тех, кто будет работать в этой власти. Мы соглашаемся на такой сценарий?», — задал он вопрос, на что внимательные слушатели в знак согласия поддержали аплодисментами.
«Я рада, что вы собрались и готовы выработать единственную линию влияния на власть. То есть, разрозненные ваши действия никогда не принесут результата», — сказала, в свою очередь, Юлия Тимошенко. По ее словам, сейчас формируется новое правительство и почти определен новый премьер-министр (правда, назвать фамилию она отказалась). «Я думаю, что сейчас есть уникальное время, когда нужно и перед фракциями в парламенте и перед высшим руководством государства поставить очень четкие условия. Во-первых, какую политику вы хотите видеть, во-вторых, кого вы хотите видеть на должностях и, в-третьих, как вы чувствуете нужно организовать совместную работу. Не так, чтоб сегодня собралась только наименьшая фракция, а здесь должен сидеть весь политический «иконостас» и отвечать на вопросы», — сказала политик.
Она также считает, что подобные предложения при нынешних условиях должны ставиться власти в качестве ультиматума. «И сейчас время. Фракции в парламенте думают только о том, выберете ли вы их на досрочных выборах. И если они будут чувствовать, что стулья под ними горят, вы можете ставить условия и ожидать, что они будут выполнены. Потому что они хотят эти стулья сберечь. От того какие документы вы здесь примите и как вы их донесете до высшего руководства зависят первые шаги нового правительства», — резюмировала она.