Яценюк: «Мы научились брать кредиты и уменьшать долги». Финансовый гений или …?
С одной стороны, мы часто слышим от нынешнего правительства, что внешний государственный долг Украины уменьшается. С другой стороны, оно же радостно заявляет о многомиллиардных кредитах от МВФ, Мирового банка и других международных финансовых организациях.
Премьер-министру Украины Арсению Яценюку даже хватило наглости заявить 11 декабря 2015 года с трибуны Верховной Рады, что «Мы научились брать кредиты и уменьшать долги». Что же происходит на самом деле?
На самом деле, с момента прихода к власти этого правительства долг постоянно растет. Причем он растет еще большими темпами, чем во времена Януковича и Ющенко. Вот, например, если посмотреть на бюджет 2016-го года и посмотреть очень внимательно на документы от Министерства финансов, которыми они сопровождали этот бюджет, там черным по белому написано, что в этом году правительство планирует увеличить государственный внешний долг (прямой и гарантированный) на $14 млрд.
С учетом того, что внешний долг за 2014-2015 года уже увеличился на $5,8 млрд., то за три года нынешней власти внешний долг увеличится на $20 млрд и к концу 2016 года составит $57 млрд (см. График «Государственный внешний долг Украины 2005-2016»). Абсолютный рекорд за всю историю независимости Украины.
Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь: за четыре года Януковича государственный внешний долг увеличился на $11,0 млрд, а во времена Ющенко — на $14,4 млрд за пять лет.
А тут за один год — наши «реформаторы», наше «прогрессивное и прозападное» правительство, как они сами себя называют, втягивают Украину в такую долговую кабалу. Ведь как известно, в долг берет правительство, а отдают долги украинские налогоплательщики с собственных карманов.
Может ли Украина обойтись без кредитов МВФ и без дальнейшего наращивания внешнего долга? Естественно, может. Но тогда правительству придется сменить свою стратегию с выпрашивания кредитных подачек на создание благоприятных условий ведения бизнеса. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.