Украина в 2016 году: прогноз неутешителен
Среди объективных вызовов - падение цен на мировых рынках, аннексия Крыма и действия РФ. Дополнительный фактор риска – неразумная экономическая политика
Редко какое правительство само прогнозирует падение производства и инфляцию. И редко какому правительству инфляция и девальвация помогает наполнить бюджет. Однако в нашем случае еще в начале года стало известно, что нас ждут – падение производства и ускорения инфляции. Так и произошло, но масштабы несколько разнятся.
Простые расчеты показывают, что из ожидаемых 10,5% падения ВВП в 2015 году около 5,5% падение связано именно с перечисленными объективными факторами. Однако остальные 5% - это бездарная экономическая политика. Это де-факто подтверждает и правительственный прогноз на 2015 год, принятый в феврале. Ведь именно в нем специалисты закладывали влияние объективных факторов на уровне 5,5% падение.
Аналогичная ситуация наблюдается и в промышленности. По итогам 2015 года падение составило 13,4% (10,1% в 2014 году). Промышленное производство сократилось в 22, а не 2-х регионах страны и во всех агрегированных видах промышленной деятельности.
Кроме того, в отличие от 2013 и 2014 годов, когда мы имели снижение в промышленности, но оно было компенсировано ростом в сельском хозяйстве, в 2015 году уже не было этого позитивного вклада агрокомплекса в ВВП. По итогам года сокращение объемов сельскохозяйственного производства составило 4,8% (рост на 2,2% в 2014 году и на 13,6% в 2013).
Отдельно хочу остановиться на строительной отрасли, которую каждое новое правительство декларирует, как ключевой драйвер будущего экономического подъема страны. На сегодня итогом этого внимания стало лишь очередное сокращение объема работ почти на 15%, несмотря на бесконечную дерегуляцию данной сферы, которая продолжается уже на протяжении последних четырех лет. То есть тенденцию не сломано. Сокращение производства наблюдалось во всех агрегированных видах строительства: жилых зданий – на 3,5%, нежилых – на 17,8%, инженерных сооружений – на 18,5%. Замечу, что при этом расходы сводного и местных бюджетов на финансирование строительных работ выросли в разы.
А самых высоких процентов роста среди ключевых показателей социально-экономического развития страны было «достигнуто» в ценовой сфере. По итогам года потребительские цены выросли на 43,3% (на 24,9% в 2014 году), в том числе базовая инфляция составила 34,7% (из-за существенной девальвации обменного курса гривны), а небазовая – 50,9% (обусловлено повышением цен/тарифов на природный газ (в 3,7 раза), электроэнергию (в 1,7 раза), горячую воду и отопление (в 1,8 раза)). То есть, каждый инфляционный скачок в 2015 году был результатом прямого действия или бездействия власти, которая позволила выйти из-под контроля панике на валютном рынке, что спровоцировало одну из самых высоких в мире девальвацию, либо собственными решениями повысила тарифы в одном из самых коррумпированных и непрозрачных секторов экономики – энергетике.
Логическим продолжением стагнации в экономике стало дальнейшее ухудшение ситуации на рынке труда. Уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда, вырос по итогам І полугодия 2015 года до 9,2 % против 8,6 % в I полугодии 2014.
И даже сокращения и увольнения работников не позволило удержать от падения реальный уровень заработной платы не уволенным работникам и не допустить роста задолженности. Сокращение реальной (с учетом инфляции) среднемесячной заработной платы по итогам января-ноября 2015 года составило 21,1 %. Сумма задолженности по выплате заработной платы по состоянию на 01.12.2015 составила 2 млрд. грн., что в 1,5 раза больше, чем на начало 2015 года.
Внешнеэкономические результаты также неутешительны. Согласно последним отчетным данным Госкомстата, по итогам января-ноября 2015 года экспорт товаров уменьшился на 30,9%. То есть отечественные производители не смогли воспользоваться девальвационными преимуществами и действием ЗСТ в одностороннем порядке (экспорт товаров в ЕС сократился на 26%).
Соответствующим образом на проблемы в экономике отреагировала и динамика импортных поставок. По итогу 11 месяцев 2015 года импорт товаров уменьшился на 31,2%. Но здесь нужно не только радоваться данной ситуации, ошибочно считая, что происходит импортозамещение. В структуре импорта значительную долю занимают инвестиционные товары, которые не имеют отечественных аналогов, и товары промежуточного потребления, которые используются, в частности, и для производства отечественных потребительских товаров и товаров, которые после обработки, поставляются на экспорт.
И последнее - стагнация в инвестиционной сфере (по данным Госстата, за 9 месяцев 2015 года объем освоенных капинвестиций сократился на 6% (по итогам 2014 года сокращение на 24%)), которая длится на протяжении трех последних лет, кроме прямого отрицательного вклада в ВВП в соответствующих годах, также сводит к минимуму перспективы быстрого восстановления экономического роста. Учитывая существующую производственную базу, состояние инфраструктуры и прогресс, который достигли страны-конкуренты в развитии высокотехнологичных производства, Украине для компенсации сложившегося разрыва потребуются десятилетия и колоссальные инвестиционные ресурсы. Разумеется, все это имеет смысл лишь при условии, если мы планируем производить что-то более наукоемкое, чем кукуруза.
Исходя из таких итогов, по моему мнению, самым большим вызовом для экономики Украины в текущем году будет сохранение прежнего правительства и руководства НБУ.
Вместе с тем, рассматривая экономические факторы, отмечу следующие. Среди объективных вызовов в 2016 году останутся все те же самые, что мы имели в 2015 году: падение цен на мировых рынках, замороженный конфликт на территории Украины, аннексия Крыма. Также к ним добавится вступление в действие политически мотивированных решений со стороны РФ относительно продовольственного эмбарго и прекращении ЗСТ с Украиной, наши решения, принятые в ответ, приостановка транзита третьих стран мира через территорию РФ, а также возможное расширение границ торговой войны как на другие группы товаров и услуг со стороны РФ, так и на другие страны-члены СНГ.
Если бы мы хотели нанести РФ сопоставимый с нашими потерями от их действий вред, мы должны были бы ввести в 10 раз более жесткие ограничения против товаров российского происхождения.
Сейчас же экономика России даже не почувствует наших запретов и ограничений, а для нас они станут дополнительным ударом. Так стоило ли их принимать? Вопрос не экономический, а политический, над которым, по моему мнению, украинцам стоит задумываться каждый день, покупая товары в магазинах.