Голая правда
Говорят, каждый актёр, хотя бы раз в жизни, стремится сыграть роль Гамлета. Вместе с тем, заметил, что большинство голливудских актёров берутся сыграть роль русского. Например, у Жана Клода Ван Дама – одна из первых заметных ролей – это роль советского моряка-«кагебэшника» в фильме «Чёрный орёл» (1988 г., режиссёр Эрик Карсон). Действие фильма разворачивается на острове Мальта. Там главные герои, дабы скрытно пробраться в столицу, используют подземный тоннель с пресной водой, начинающийся где-то в секретном месте и тянущийся в подземных каменных недрах до самого сердца Мальты. Недавно нам удалось найти этот практически никому не известный тоннель.
Его местоположение раскрыл для нас местный житель Марк Аттард. Когда-то в «восьмидесятых» он сыграл небольшую роль в фильме «Чёрный орёл», но на самом деле, именно он помог съёмочной группе с массовкой и подбором локаций на острове. На Мальте нет озёр, рек или даже ручьёв. Подземная река – единственный естественный источник чистой пресной воды. Удивительно, что место это почти никому не известно. Вход в тоннель находиться в городе Рабат, на частной, крепко огороженной территории, под замкóм. Стены тоннеля несут на себе слабо различимые, мало изученные рисунки-граффити. Возможно, это священные знаки ещё первых поселенцев доисторической эпохи, во времена, когда Мальта была покрыта дремучими лесами, а по её поверхности несли в море свои воды пересохшие ныне допотопные реки.
Пересохшие ныне допотопные реки |
В одном месте удалось рассмотреть выцарапанный на стене символ рыбы. Это один из самых распространенных в древности символов, олицетворявших Христа. ИХТИС (др.-греч. Ίχθύς ‑ рыба) ‑ древний акроним имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). То есть, «рыбка» ‑ зашифрованная суть христианской веры. Кроме того, половина апостолов были рыбаками: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.(Матф.4:19-22)».
Православные в Греции, на Кипре и в Сирии до сих пор активно используют этот символ, например, в виде рисунка вышивки на парчовых облачениях священнослужителей. В нашей Православной Церкви этот символ имеет те же значение и статус. А во времена первых христиан изображение рыбы было весьма удобным знаком убежища, так как ни о чем не говорило людям, не посвящённым в таинства христианства.
То есть, ещё во времена, когда на Мальту попал в результате кораблекрушения апостол Павел, этот тоннель с пресной водой уже был малоизвестным местом. Как минимум о нём не знали римские власти, захватившие Мальту ещё во времена Пунических войн с Карфагеном.
Так вот как выглядели места первых собраний последователей христианской веры! Скрытый в колючем кустарнике вход в один из многочисленных мальтийских гротов, (которыми остров испещрён, как сыр), оказывается началом тёмного, пугающе извилистого тоннеля с ледяной водой по пояс. Вот он – первый христианский храм на Мальте! В те времена христиане получали учение Христа непосредственно от тех, кто Его слушал и слышал. И Нагорная проповедь, то есть прямая речь Спасителя, ещё не затерялась в тоннах жизнеописаний и комментариев:
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно(Матф.6:5-6)».
Полуголые, с головой, замотанной от палящего солнца тюрбаном, в этом гроте собирались мужчины и женщины. Последние среди ранних христиан играли важную роль. Первые христианские общины Иудеи собирались преимущественно в частных домах и состояли из друзей и родственников. Эти люди собирались вместе, в первую очередь, за одной трапезой. Дом считался владением иудейской женщины и, естественно, женщины играли важную роль в этих общинах. Начиная с Марии Магдалины, женщины были апостолами, учителями и даже главами дома и церкви. Например, в послании Петра упоминается, что среди христиан были женщины-пророки.
Павел (Савл) |
На Мальту христианство привнёс Павел (Савл). Он никогда не видел и не слышал Учителя, тем не менее, тоже считается апостолом. Обращённые им в христианство мальтийцы собирались не в домах, а в укромных подземельях, где можно петь вместе, не будучи услышанными на поверхности. Пили гимны Христу. А слово «гимн», если кто не знал, это песня, которую поют перед Богом голым (от древнегреческого gymnós ‑ обнажённый).
Бесконечно далёк от учения Иисуса и традиций первых христиан главный кафедральный собор мальтийских рыцарей во имя Иоанна Крестителя в Валлетте. Храм этот известен своим скромным фасадом, но богатейшим интерьером. Мальтийские рыцари-госпитальеры строили христианские госпитали по всему Средиземноморью, Европе и даже островах Карибского моря. Госпитальеры различались на воинов и лекарей. Знак бойцов – белый крест на чёрном или красном фоне; у врачевателей – красный крест на белом фоне. «Врачи без границ» и «Международный красный крест» ‑ это современные продолжатели традиции рыцарей-госпитальеров. Их знак – красный крест теперь обозначает медицинскую помощь по всему миру, даже в мусульманских странах. Вызвал «карету швидкої допомоги» и примчатся к тебе «мальтийские рыцари» в белых одеяниях с красными крестами!
Вход в главный храм госпитальеров |
Раньше вход в главный храм госпитальеров был свободным, ныне надо заплатить 6 ЕВРО за взрослого посетителя. Детям до 12-ти по-прежнему бесплатно. На входе служащие церкви надели на меня длинный фартук на манер масонского, так как, по причине чрезвычайной жары, был в шортах. Правило таково, что внутри собора не должно быть видно никакого человеческого тела, кроме лица и рук. Что странно, разве не находите?
В «Бытие» сказано: «27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Дети не стыдятся своей наготы перед родителями, не так ли? «25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Почему же мы должны стыдливо укутывать своё тело, если оно ‑ задумка Творца? Бог создал человека нагим. Голыми мы рождаемся. Как можно стесняться того, что создано Творцом, автором всего Мироздания? Обнажённоcть ‑ это наиболее чистое состояние человека. Лично мне кажется, что самое честное общение с Богом – это когда ты обнажён и душой, и телом.
И если уж следовать дальнейшим Божьим заветам («И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»), то церковные одеяния должны быть из звериных шкур, но никак не из золотой парчи, с витиеватыми вышивками и драгоценными каменьями.
Но со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Так что, покорно надел фартук и подивился на две картины великого итальянского художника Караваджо, хранящиеся в этом соборе.
Но не только полотна Караваджо привлекли моё внимание в храме св. Иоанна. Любопытным оказалось надгробие Великого магистра Николя Котонера (1628-1701 гг.). На мраморном пьедестале высится золотой бюст покойного, попирающий военные трофеи, среди которых – гетманская булава. Бюст и трофеи покоятся на плечах двух изнемогающих пленников со связанными за спиной руками. Пленник слева – обнажённый по пояс мускулистый человек с гладко выбритой головой, свисающими усами и …длинным запорожским чубом-оселедцем!
Надгробие Великого магистра Николя Котонера (1628-1701 гг.) |
Что олицетворяет фигура пленённого казака-запорожца? Известный российский специалист по истории рыцарских орденов Вольфганг Акунов делает вывод, что «запорожский казак запечатлён на надгробии Великого магистра мальтийских кавалеров как символ братства по оружию и дружественных связей Мальтийского Ордена с православным духовно-рыцарским братством казаков». Судя по всему, действительный член Международной Академии энергоинформационных наук В. Акунов в глаза не видел второго «атланта» ‑ а это молодой негр, с кучерявой головой, полными губами, широким приплюснутым носом. Его руки, так же как и у казака, скручены за спиной. И как это понимать? Что это ‑ символ братства по оружию и дружественных связей Мальтийского Ордена с растаманским духовно-рыцарским братством Ямайки?!
Согласно другой версии, связанный казак-атлант ‑ это польский князь Радзивилл, попавший в плен на турецкую галеру, а затем освобождённый рыцарями и долго живший на Мальте. Если так, то почему тогда булава – символ власти у поляков и запорожцев – запечатлена среди трофеев покойного Николя Котонера?
Когда видишь скульптурную экспозицию своими глазами, то становится очевидным, что обе приведённые версии далеки от истины. Наиболее достоверной мне показалась история изложенная Магистром Ордена. Но её из патриотических чувств буду держать при себе. Однозначно то, что ситуацию нужно исправлять, если не хотим, чтобы наши дети были как тот казак. Для начала надо прекратить распри внутри страны. А это, к большой досаде, пока малореально. Уж слишком разными тоннелями политические лидеры пользуются, чтобы добраться до сердца Украины. И далеко не всегда эти тоннели с чистой живой водой.