Как государство пытается сэкономить на выплатах
Пенсионный фонд Украины (ПФУ) сообщил, что в 2015 году примерно 960 тысячам пенсионеров, которые переселились из оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, было обеспечено финансирование выплаты пенсий на сумму 29,4 млрд грн. По сравнению с 2014 годом количество временно-перемещенных лиц, получающих пенсию, увеличилось на 350 тыс. человек.
На 400 тыс. возросла численность новых пенсионеров по всей стране. Поэтому, на данный момент общее количество пенсионеров достигает 12 млн человек.
Таким образом, дефицит ПФУ неуклонно растёт. В то же время, предприниматели, да и сами работники, не спешат раскрывать свои реальные доходы и за счёт этого обеспечивать финансирование пенсионных выплат. Поэтому приходится компенсировать недостаток средств за счёт госбюджета.
По данным минсоцполитики в стране ежегодно выплачивается 200 млрд грн теневой зарплаты, из-за чего ПФУ недополучает 70 млрд грн платежей и примерно 30 млрд грн недополучают местные бюджеты.
А недополучают по простой причине. Предприниматели говорят, что снижение налоговых ставок - это хорошо, но администрирование налогообложения сложное, прозрачности использования бюджетных денег нет, и что будет со ставками налогов завтра - непонятно. Бизнес выжидает и присматривается, как поведёт себя правительство, и что будет делать. А правительство не делает ничего. Соответственно, бизнес тоже.
Как было заявлено при презентации бюджета на 2016 год, для сокращения дефицита, правительство намерено сэкономить за счет эффективности и адресности расходов 70 млрд грн. Звучит красиво, да только на деле оказалось, что недостаток денежных средств решили компенсировать за счёт переселенцев. Вот и вся «эффективность», вся «адресность».
На пресс-конференции 25 февраля глава СБУ Василий Грицак заявил, что его служба прекратила незаконное присвоение государственных средств, предназначенных для выплат пенсий временно перемещенным лицам.
«По нашим оценкам от 500 тыс. до 900 тыс. переселенцев – фиктивные. Если эту цифру умножить на минимальную пенсию без этой выплаты 2,4 тыс. грн на семью, а просто минимальную пенсию в 1074 грн, то получается 966 млн грн. И эта цифра ежемесячно уходит из бюджета», - рассказал глава СБУ.
Смысл заявления Грицака понятен — в бюджете и так денег мало, а тут ещё эти переселенцы. Понятно и другое — с получением бюджетных средств по фиктивным документам бороться нужно. Но давайте проанализируем сказанное.
Злоупотребления действительно есть. Но, рассказывая о них, глава СБУ, должен оперировать точными, установленными, подтверждёнными и доказанными данными. Причём разброс оценочных данных чуть ли не в два раза — «от 500 тыс. до 900 тыс.».
Почти как в анекдоте — «Сколько будет трижды два?» «Где-то так: семь — восемь».
Далее Грицак говорит: «Если эту цифру умножить на минимальную пенсию…». То есть, по его мнению, все «500 – 900 тысяч» фиктивных переселенцев получают пенсию.
Выше приведены данные ПФУ, согласно которым в 2015 году пенсии были выплачены 960 тыс. переселенцам. Получается, что Василий Грицак действительно всех пенсионеров-переселенцев считает «фиктивными».
Теперь сравним «прикидочные» данные СБУ с официальными сведениями Минсоцполитики. «По состоянию на 1 февраля 2016 года, по данным структурных подразделений социальной защиты населения областных и Киевской городской государственных администраций, взято на учет 1 704 937 переселенцев или 1 346 276 семей из Донбасса и Крыма», — говорится на официальном сайте министерства. Там же отмечается, что 714 тысяч семей обратились за денежной помощью. Государство назначило такую помощь более 669 тысячам семей. С начала 2016 года получателям профинансировано 241 тыс. гривен.
Сравниваем далее — по данным Минсоцполитики государство назначило помощь примерно 670 тысячам переселенцев. «По оценкам» главы СБУ 900 тыс. переселенцев, получателей пособий, – фиктивные.
Ну да, бог с ней, с арифметикой, поговорим о законности заявлений и действий правительственных чиновников.
Итак, глава СБУ считает, что переселенцы незаконно получают пенсии, чем причиняют ущерб бюджету, то есть, государству. Это криминальное правонарушение. Почему не открыто «500 – 900 тысяч» уголовных дел? Может потому, что не переселенцы «фиктивные», а озвученные данные?
Теперь насчёт ущерба. По действующему законодательству государство обязано выплачивать пенсию всем своим пенсионерам. Поэтому, получение пенсии - это не нанесение ущерба государству, а выполнение государством своих функций и обязательств. Даже если пенсионер переезжает жить за границу, не отказываясь от украинского гражданства, государство обязано перечислять ему пенсию на новое место жительства.
Относительно оккупированных территорий правительством было принято решение о приостановлении, а не о прекращении выплаты пенсий в связи с физической невозможностью доставки на оккупированные территории денежных средств. Таким образом, государство обязано начислять пенсии всем пенсионерам, а средства, которые невозможно выплатить, аккумулировать у себя на период «форс-мажора».
Как говорят сотрудники пенсионных фондов, «списки СБУ» действительно есть, хотя они эти документы не показывают. Но, на практике оказалось, что с 1 марта выплату пенсий приостановили всем без исключения переселенцам, обосновывая такие действия тем, что, якобы, по данным СБУ, люди выехали обратно на оккупированные территории.
Сомнительно даже с временной точки зрения. Почти миллион пенсионеров выезжали с оккупированных территорий в течение полутора лет. А тут вдруг раз, и миллион людей за короткое время переместился обратно. Только почему-то, как ни зайди в местный пенсионный фонд, так обязательно увидишь очередь этих «уехавших», которые оспаривают незаконное приостановление выплат. Откуда и как они появились, если все выехали? И, почему, если у СБУ действительно чётко налажен учёт, данные о «выезде» спецслужба имеет, а данные о «въезде» отсутствуют. Если всё четко, не могли же они обратно приехать незаметно «неучтёнными».
Следует отметить, что выше мы говорили о главе СБУ только потому, что взяли за основу его пресс-конференцию. Однако эту позицию разделяет и министр соцполитики Павел Розенко, который участвовал в этой пресс-конференции вместе с Василем Грицаком, и премьер-министр Арсений Яценюк, который неоднократно с разных телеэкранов высказывал такую же позицию и озвучивал такие же цифры. Так что такова позиция всего правительства в целом.
То есть, Яценюк со своей командой решили пойти по самому простому, как им кажется, пути. Сколько заплатили пенсий переселенцам? Миллиард? А давайте перестанем платить, миллиард сэкономим. И перестали.
Действия украинского Кабмина создают впечатление, что переселенцев, особенно пенсионеров, наше правительство считает «чужеродными элементами», которых нужно гнобить, и что поставлена задача снизить их количество любой ценной. Причём, не только на бумаге, в отчётах, но и физически.
Попытались обложить пенсии налогом. Поняли, что народ возмущается - отложили, но зашли с другой стороны. Подрабатывающим пенсионерам решили выплачивать только 85% пенсии – по сути, тот же налог, только поданный под другим соусом.
Теперь вот решили вообще прекратить выплату пенсий переселенцам. Причём сделано это без огласки и не понятно на каком законодательном основании. Приходит пенсионер в местное управление ПФУ, а ему говорят – а вам с 1 марта прекращено начисление пенсии.
- На каком основании? – спрашивает пенсионер. – На основании списков СБУ, отвечают в пенсионном фонде.
Обратившимся пенсионерам разъясняют – мы можем возобновить выплату пенсии, но вам нужно написать заявление с такой просьбой, а к нему приложить копию паспорта, справку переселенца и заявление от Ощадбанка. Возобновление оплаты, согласно указанию правительства, может быть только через этот банк.
Ну, а кто не знал или по другой причине не обратился, остаётся без пенсии. На это, кстати, и расчёт.
Для решения проблем переселенцев, как и проблем с пенсией нужны реформы.
Основные, реальные проблемы переселенцев всего две – работа и жилье. Причем, если решается первая, то вторая у многих тоже решается. Другие вопросы вроде регистрации переселенцев, штампы на справках и прочее – вопросы организационно-техническое, второстепенные.
Следовательно, напрашивается разработка и принятие государственной программы, которая бы помогла решить именно эти главные проблемы, которые могут повлиять на экономику страны в целом. Кстати, проект государственной программы поддержки и адаптации ВПЛ разрабатывался, он до сих пор находится на сайте Минсоцполитики. Но до окончательной доработки и принятия дело так и не дошло.
Вместо того, чтоб решать проблемы правительство просто питается сэкономить и отрапортовать перед камерами. Но если рационально распределить имеющиеся бюджетные ресурсы, то даже за их счёт можно решать поставленные задачи, а они дадут громадный экономический эффект уже в краткосрочной перспективе.
Думается, если бизнес увидит и ощутит реальные экономические реформы, наверняка он подключится к их реализации и сможет стать инвестором определённых направлений. Хороший пример – компенсация зарплаты для переселенцев.
Отсутствие таких реформ - только подрывает доверие людей к власти и создаёт ещё большее социальное напряжение.
Правительство декларирует, что хочет вывести из тени зарплату работников и вообще весь бизнес. Так для этого нужно создавать экономические условия, а не загонять предпринимателя в угол административными мерами, то есть, экономические реформы проводить, а не ограничиваться репрессивными мерами и ужесточением наказаний.
Сколько у нас борются с конвертационными центрами? Любая власть, какая только была в Украине, декларировала борьбу с ними, даже команда Януковича, которая их плодила и активно гребла деньги в свои карманы с их помощью. На деле «выявляли» только тех, кто делиться не хотел или тех, кого «не жалко», - для демонстрации обществу «активной борьбы». А они как работали, так и сейчас продолжают работать.
Например, 29 февраля СБУ отрапортовала, что ликвидировала в Одессе крупный конвертационный центр. Раз они по-прежнему работают, значит, и сейчас кто-то их крышует. Кто? Те же структуры, только фамилии поменялись.
Или так называемая «контрабанда» – поставка продукции на оккупированную территорию Донбасса. Контрабанда - это перемещение товара через границу. Но граница может быть только между государствами. То есть, правительство признало «ДНР-ЛНР» государствами? Если так, тогда введите таможенный сбор, госпошлину и так далее, пусть государство зарабатывает на этом.
Вопрос с ограничениями тоже можно цивилизованно решать. В отношении России, как агрессора, ведены санкции. Но не против народа, а секторально, против конкретных юридических и физических лиц. Почему с ОРДО и ОРЛО так не поступить?
Не выгодно. Ибо в таком случае выручка пойдет «мимо кармана». Поэтому действует, как бы, запрет на поставку товаров, но фуры, как шли, так и продолжают идти. Только ночью. А полки супермаркетов и магазинов помельче в Донецке, Луганске и окрестностях ломятся от украинских товаров. А поскольку, это «контрабанда», то и расчет за нее проводится «мимо кассы», наличными. В итоге получается не борьба с теневой экономикой, а наоборот, вынужденный вывод предприятиями в тень своего товарооборота.
По словам местных жителей, если еще год назад украинские продукты были настоящим дефицитом, то сейчас ассортимент магазина едва ли не наполовину состоит из отечественных продуктов. При этом дончане в подтверждение своих слов выкладывают фото товаров, запрещенных для ввоза на неподконтрольную территорию большими партиями.
«Даже в «Первом республиканском», который связывают с Александром Захарченко, можно запросто найти украинский сыр, шоколад, кетчуп, алкоголь или сигареты.
Похожая ситуация и на рынках города, где также продукция украинского производства перестала быть дефицитом. «Есть даже точки, которые торгуют почти только украинскими товарами», – сообщает пенсионерка Антонина Ерохина.
Вот и получается, что опять для показухи ловят «отдельных лиц», а тем временем товарный поток на оккупированные территории льётся рекой, а от него отводятся в Киев финансовые стабильные потоки, ибо стихийным и бесконтрольным такой поток товарооборота быть не может. Сколько на этом теряет государство, можно только догадываться. В этом случае СБУ не будет приводить даже приблизительные цифры, как по пенсионерам-переселенцам. И перекрывать эти денежные потоки тоже никто не собирается, потому что не хотят лишать себя постоянного заработка.
А переселенец, что с него возьмёшь? Зато можно звучно отрапортовать, что перекрыли «каналы» и «спасли» для государства миллиард.