Политолог: Украине нужно согласиться на автономность оккупированных территорий
Международный день защиты прав человека 10 декабря в Киеве состоялся Форум «Восстанавливая Донбасс и Украину». Целью Форума было формирование общественной платформы для поиска путей восстановления Донбасса. Согласно информации организаторов, в Форуме приняли участие более 150 человек, однако в реальности гостей было не так много. Наибольшее количество человек собралось на пленарное заседание с участием народных депутатов Украины Сергея Таруты и Наталии Королевской. Депутат была одним из спикеров мероприятия несмотря на то, что экс-«регионалы» типа Наталии Королевской не представляют интересы Донбасса, отмечает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. Участие экс-министра социальной политики может быть связано с тем, что инициатором и соорганизатором Форума была так называемая общественная инициатива «Восстановление Донбасса» экс-министра доходов и сборов Украины Александра Клименко, который пытается напомнить о себе в украинских СМИ всеми возможными способами. Организаторы также представили гостям двенадцать шагов к миру, восстановлению и развитию Донбасса и Украины. Первыми пунктами стали восстановление мира и определение статуса региона и реинтеграционная политика. Об этом, роли политики в конфликте на Донбассе и необходимых компромиссах со стороны Украины в интервью FaceNews рассказал Руслан Бортник.
В своем выступлении Вы говорили, что на Донбассе нужно ликвидировать проблемы, которые привели к разъединению. В то же время Сергей Тарута говорил о трех законопроектах, которые помогли бы реинтегрировать Донбасс, но не были приняты в Украине. Можно ли убрать эти проблемы, не прибегая в помощи политиков, потому что власти, вероятно, не делают достаточно для реинтеграции Донбасса?
Абсолютно правильный вопрос. На самом деле, я убежден, что по-настоящему либеральная и демократическая Украина очень быстро интегрирует Донбасс. Она его проглотит и не даже заметит. Проблема в том, что сегодня Украина не является демократической, а Донбасс является тоталитарным. Две недемократические модели заинтересованы в этом противостоянии, потому что они позволяют политикам, управляющим этими моделями, быть при власти. Исходя из этого, демократизация Украины – это, наверное, один из наиболее мощных инструментов возвращения Донбасса.
Если Украина будет либеральной, тут не будет никаких проблем с высказыванием политических взглядов, не будет конфликтов, например, по этническим, языковым признакам, у Донбасса не будет барьеров, почему не возвращаться в Украину. Власти, которые сегодня есть на Донбассе, не смогут переубедить людей, чем же Украина плохая. Сегодня же им удается формировать образ злой националистической Украины, не принимающей донбасских ценностей.
Это реально, учитывая то, что сегодня происходит в украинском политикуме?
Нет. Но мы видим, что социальная поддержка идеям, которые высказывались на форуме, есть. Большинство украинцев – за мир, большинство людей на Донбассе – тоже за мир. И политики, рано или поздно, невзирая на всю политическую конъюнктуру, будут вынуждены подстраиваться под общественное мнение. Если они не подстроятся, просто проиграют следующие выборы.
Исходя из этого, я убежден, что мы сегодня начинаем процессы, которые через какое-то время изменят украинскую политику, приведут к власти более адекватных, рациональных и способных к диалогу политиков. Политики будут подстраиваться под температуру, которая есть в социальной палате. Все равно иного выхода у них нет. И радикалы, доминирующие сегодня доминируют с двух сторон, перестанут определять политический порядок дня. Они частично останутся, но они перестанут определять повестку дня, государственные решения.
Наталия Королевская отмечает, что из конфликта на Донбассе необходимо убрать политику. Это реально?
Невозможно. Конфликт на Донбассе является искусственным, чисто политическим. У этого конфликта нет этнических, исторических, религиозных оснований, как в других конфликтах. Это – искусственный политический конфликт, который нужно решать, в том числе, и в сфере политики.
Для этого политикам, позиционирующим себя представителями Донбасса, то есть, в большинстве своем экс-«регионалам» типа Королевской, нужно вступать в политический диалог с коллегами по парламенту…
Скажите, может ли Королевская сейчас поехать в Луганск и провести собрание граждан?
Уверена, что нет.
Она не представляет Донбасс.
Где в таком случае же нам брать людей, которые будут представлять Донбасс в этом политическом диалоге?
Их нужно искать там, на месте. Это не могут быть представители старой партии, условно говоря, «Партии регионов», это не могут быть люди, являющиеся сейчас де-факто представителями власти на тех территориях, потому что они не смогут приехать сюда и высказать свою точку зрения. Этих лидеров общественного мнения нужно искать в общественных организациях и социальных группах, которые сейчас есть на Донбассе.
Население Донбасса сейчас составляет 3,5 миллиона. Там есть лидеры, политологи, журналисты, с которыми можно вести нормальный диалог, которые являются адекватными. С ними нужно говорить, потому что они могут действовать по обе стороны конфликта, и там их воспринимают. Есть универсальные люди с украинской стороны, есть гуманитарные миссии, работающие на той территории, например, «Черный тюльпан» Ярослава Жилкина (миссия по эвакуации тел военнослужащих, погибших в зоне АТО, – FaceNews). Таких людей, такие мосты между Украиной и Донбассом сегодня нужно выносить в фокус внимания, через них нужно вести такой диалог.
Диалог внутри страны – это понятно. Однако очевидно, что переговоры в Минске не приносят Украине желаемого результата. Как быть с диалогом на европейском и мировом уровнях?
К сожалению, мы не сможем отказаться от Минска. Минск утвержден резолюцией Совета Безопасности ООН. Но мы можем модернизировать этот Минский формат расширением круга участников и внесением новых идей по управлению. Я сегодня предлагал, буду еще говорить о, возможно, каком-то внешнем управлении территорией, об общем управлении этой территорией. Нужно искать новые модели.
Безусловно, никто сдаваться ни тут, ни там не будет. И попытка кого-то заставить капитулировать – это загнать ситуацию в глухой угол, это заморозка конфликта без его решения, а замороженный конфликт бьет по Украине, замороженный конфликт не позволит Украине быть ни богатой, ни демократичной. Исходя из этого, нам нужно искать новые форматы, возможно, какие-то новые подходы, новые системы управления, которые могут решить этот конфликт.
Вы говорите о непопулярных вариантах решения ситуации, а наши политики часто говорят лозунгами и оказываются не готовыми принимать непопулярные решения…
Не совсем с Вами согласен. Почему? Общественное мнение другое. Это непопулярные решения с точки зрения радикальной части общества, но радикальная часть общества уменьшается, а основная увеличивается. Рано или поздно популярным решением будет именно мирное решение.
Мы работаем на то, чтобы популярным решением стало мирное, компромиссное решение. Политики молниеносно почувствуют новую конъюнктуру, и те политики, которые сегодня кричат: «Бомбить и уничтожать», завтра будут говорить о том, что необходим мир и компромисс. Наше задание социальное – сформировать для них такие условия, чтобы популярными и популистичными стали другие решения.
В таком случае мы упираемся в проблему времени.
Это займет определенное время. Но при эффективных общественных моделях, я думаю, что не так и много – год-два. Год-два, и социальное положение, социальная температура в Украине изменится. Она меняется и будет еще стремительнее меняться.
Среди двенадцати шагов к восстановлению мира на Донбассе, которые предлагают организаторы форума, два первых пункта – это восстановление мира и определение статуса Донбасса. Каким, по Вашему мнению, должен быть статус Донбасса и как быть с выборами на востоке Украины?
Этот вопрос как раз обсуждается. Выборы в рамках минского диалога от нас требуют проводить западные партнеры. Я думаю, что выборы – это полторашный политический шаг, потому что первый – это амнистия. То есть, выборы – это ключевой политический шаг на данном этапе, чтобы вернуть ситуацию в правовое, а не военное русло. Однако, я думаю, что пока политики на это не пойдут. Выборы станут более реальными весной-летом следующего года. Сегодня политики, находящиеся при власти в Украине, России, «ЛНР», «ДНР» не готовы сдавать свои позиции, а выборы приведут к взаимной сдачи позиций, компромиссу. Никто не будет доволен.
На какие компромиссы стоит пойти Украине?
Безусловно, автономность этих территорий. Автономность не только от Украины, но и от России, нам не стоит об этом забывать. Автономность, признание гуманитарных и культурных особенностей этого региона, экономическая свобода этого региона – это украинский компромисс. Наше приобретение – это украинский флаг над этими территориями, наша правовая система на этих территориях и возможность демократического экономического развития всей страны, включая Донбасс. Это наши приобретения. Вот такой это бизнес, то есть, мы меняем один товар на другой.