Андрей Золотарев: Встряски в Кривом Роге и Харькове – столкновение олигархов
Попытки политиков представить ситуацию с протестами в Кривом Роге как борьбу добра со злом не увенчаются успехом, уверен руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. Между тем, сколько бы политики в постах в социальных сетях не пытались пробудить в людях ассоциации с Майданом и шинами, в случае начала новой революции ее причинами, скорее, станут не политические перестановки, а социально-экономические условия. Об этом, причинах отсутствия стычек на выборах в Днепропетровске и связи между задержаниями Игоря Мосийчука и Геннадия Корбана с быстрым сворачиванием «тарифного» майдана Олега Ляшко политтехнолог рассказал в интервью FaceNews.
Попытки политиков представить ситуацию с протестами в Кривом Роге как борьбу добра со злом не увенчаются успехом, уверен руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев. Между тем, сколько бы политики в постах в социальных сетях не пытались пробудить в людях ассоциации с Майданом и шинами, в случае начала новой революции ее причинами, скорее, станут не политические перестановки, а социально-экономические условия. Об этом, причинах отсутствия стычек на выборах в Днепропетровске и связи между задержаниями Игоря Мосийчука и Геннадия Корбана с быстрым сворачиванием «тарифного» майдана Олега Ляшко политтехнолог рассказал в интервью FaceNews.
Андрей Золотарев |
После второго тура выборов протесты охватили Кривой Рог и Харьков. Как оцениваете встряски в регионах?
Определенные политики пытаются создать общую картину битвы добра со злом, властей «папєрєдніків» с силами будущего. Но это не так. Те же самые люди, которые сейчас подняли шум по поводу Кривого Рога, не обратили внимания, что тот же Филатов достаточно откровенно проводил покупку голосов в Днепропетровске. Как достиг результата господин Кернес, задействовав административный ресурс, тоже хорошо известно, но почему-то никто не поднимал шум по этому поводу. Исходя из этого, это столкновение олигархических кланов, которые на этих выборах поделили между собой страну и усилили влияние.
Фактически, если мы получаем децентрализацию, то на выходе будет сплошная феодализация страны. И мы видим это по кампаниям, кто из олигархов какой район контролирует. Единственное, что дает надежду, это факт, что ни одна сила, ни один олигарх не получил тотального влияния, и политическая карта страны напоминает лоскутное одеяло. Достаточно пестрая картинна, в отличие от 2010 года. Это хорошо, потому что монополии – это плохо.
Но в чем вопрос? В том, что ни одна политическая сила не демонстрирует попыток играть по правилам или играть честно, и власть этому потакает. Трендом этой кампании было то, что проще покупать, чем агитировать. Граждане страны стают беднее, экономика падает. В таких условиях обнищавшего человека проще покупать, голос стоит дешевле. А у кого есть деньги? Деньги есть у олигархов.
Это (подкуп, – FaceNews) будет главной моделью следующих выборов, если будут досочные выборы в Верховную Раду, вероятность которых растет, несмотря на то, что депутаты говорят: «Никаких выборов». Никто в этом не заинтересован, но объективные обстоятельства будут толкать страну к политическому кризису, а дальше – к следующим выборам. Условия, которые сейчас складываются, не дают больших надежд на улучшение.
Если в конце октября было впечатление, что таки выиграл Порошенко, то в скандале с Корбаном, в инциденте с Мосийчуком мы увидели, что инструментов у президента нет. Все это может плохо закончиться для страны.
После задержания Геннадия Корбана многие ожидали скандалов на выборах в Днепропетровске. Почему, по Вашему мнению, Борис Филатов одержал достаточно спокойную победу?
Спокойно купил. Большинство экспертов опирались на социологические данные, которые я видел, шли (Борис Филатов и Александр Вилкул, – FaceNews) нос к носу. Мобилизация дает какой-то процент, но не 25 тысяч (отрыв Бориса Филатова от Александра Вилкула, по данным пресс-службы «УКРОПа», во втором туре выборов составляет 25 тысяч голосов, – FaceNews). 25 тысяч можно только покупать. Технологически я видел три или четыре схемы покупки голосов, в том числе, и схема покупки при помощи клиентской базы «ПриватБанка».
Почему команда Петра Порошенко, несмотря на задержание Корбана, так просто отдала Днепропетровск ставленникам Игоря Коломойского?
Я думаю, что после ареста произошел определенный договорняк, после чего Корбана отпустили. Там (в офисе «УКРОПа» в Днепропетровске в ходе обысков в конце октября изъяли миллион долларов, – FaceNews) нашли десятки миллионов гривень. Зачем в партийном офисе находятся десятки миллионов гривень? Это понятно. При наличии большого политического желания можно было бы раскрутить схему, тем более, после первого тура уже не была секретом схема, по которой покупались голоса.
Но что мы видим? Что Шкиряк «непальский» (Зорян Шкиряк, – FaceNews) и «Антонина» Геращенко (Антон Геращенко, – FaceNews) фактически занимаются операцией прикрытия этой схемы, когда перебрасывают ее на Вилкула.
На днях в Киеве закончился «тарифный» майдан, организованный Олегом Ляшко. Примерно в то же время арест Мосийчука признали незаконным. Как связаны эти события?
Договорился. На нижних ступенях политики – это покупка голосов, а на высших – именно такая же покупка, договорняк, товарно-денежные отношения.
Понятно, что это связано. Быстренькое сворачивание Майдана как раз накануне того, когда люди получают новые платежки, то мы же взрослые люди, все хорошо понятно. Также, мне кажется, это может быть связано с договорняком о Корбане. Наверное, Коломойский не будет финансировать протестные движения. Ляшко же сейчас не боевой в хорошем смысле этого слова, они стали друзьями (с Коломойским, – FaceNews), хотя год назад была совершенно другая риторика. Скорее всего, те, кто указывал на то, что Игорь Валерьевич может приложить к этому руку, были правы.
Егор Фирсов, комментируя ситуацию в Кривом Роге, пишет: «В Кривом Роге будет майдан! Будут шины!». Между тем, Егор Соболев отмечает: «Хотите орден за Кривой Рог? Получите Майдан». Сколько политики еще будут спекулировать на теме Майдана?
Это была попытка добить их. Собственно говоря, Кривой Рог считался базовым городом. Если в Днепропетровске Вилкул играл на поле Филатова, хотя он и работал губернатором, то Кривой Рог – это уже поле Вилкула, и проигрыш был бы фатальным поражением. Если быть объективным, предполагаю, что там, возможно, использовали админресурс и поработали с комиссиями, но никто не обратил внимания на социологический феномен. Спросите любого социолога о том, что между первым и вторым туром разрыв составляет 35% (в первом туре выборов мэра Кривого Рога Юрий Вилкул набрал 45,1%, Юрий Милобок занял второе место с результатом в 10,6%, – FaceNews), это некомпенсируемый разрыв.
Например, если в Павлограде мы видим более-менее объективный результат, там у Терехова в первом туре был разрыв в 10%, то он увеличился во втором. Вот это модель второго тура. Но когда кандидат, у которого было 10%, откуда-то берет еще 40% голосов, вот это вопрос. И на него никто не обращает внимания. Хотя знают, что схема с клиентской базой «ПриватБанка» работала и в Кривом Роге. По второму туру я пока не обладаю информацией, поэтому пока говорись не буду, но есть большие подозрения, что голоса покупались, чтобы опустить Вилкула. Эта схема была задействована в помощь кандидату от «Самопомощи».
Все же, учитывая обращения политиков к теме Майдана, может ли революция начаться не в Киеве, а в другом городе?
Может, но, скорее, это могут быть социально-экономические вопросы. Представьте ситуацию, что сейчас придут новые платежки. По старым ценам люди уже укорачивают себе век, мы видели сообщения в информационных лентах (на Черкасщине 80-летняя одинокая пенсионерка решила покончить с собой после того, как получила платежку за газ, – FaceNews). А если придут новые? Людям или не платить, или платить и умирать от голода, или мы получаем распространение такого явления как неплатежи. Люди просто перестанут платить, а это будет вести к коллапсу, что может дать толчок протестным установкам. Действительно может.
Кривой Рог – это достаточно большой город. Если посмотрим без накачки ситуации деньгами, материальными, медийными ресурсами, там ничего не будет. Если брать баланс сил, то у Вилкулов там достаточно возможностей влияния. Будем говорит так, что Кривой Рог это достаточно специфический город, город индустриальной культуры.