Депутаты от «Блока Петра Порошенко» срывают вступительную кампанию?
Депутаты из фракции «Блока Петра Порошенко» инициировали закон, который в случае принятия сорвет вступительную кампанию-2015. Так считают как глава парламентского Комитета по вопросам науки и образования, так и широкие круги профессиональной общественности. На заседании комитета закон уже одобрили, на очереди — решение Верховной Рады. Что интересно, единственный территориальный представитель ректоров, поддержавший проект — из Херсонской области. Депутаты-инициаторы как на подбор были избраны в округах этого региона. Чем опасны поправки, рассказали эксперты «Реанимационного пакета реформ», глава Центра оценки качества образования Игорь Ликарчук, проректор Киевского национального университета имени Шевченко Владимир Бугров и глава профильного Комитета ВР Лилия Гриневич.
Депутаты из фракции «Блока Петра Порошенко» инициировали закон, который в случае принятия сорвет вступительную кампанию-2015. Так считают как глава парламентского Комитета по вопросам науки и образования, так и широкие круги профессиональной общественности. На заседании комитета закон уже одобрили, на очереди — решение Верховной Рады. Что интересно, единственный территориальный представитель ректоров, поддержавший проект — из Херсонской области. Депутаты-инициаторы как на подбор были избраны в округах этого региона. Чем опасны поправки, рассказали эксперты «Реанимационного пакета реформ», глава Центра оценки качества образования Игорь Ликарчук, проректор Киевского национального университета имени Шевченко Владимир Бугров и глава профильного Комитета ВР Лилия Гриневич.
Табличка на профильном министерстве |
Комитет по вопросам науки и образования — и так один из двух самых малочисленных комитетов ВР, а на заседание, где обсуждали законопроект №2335, по счастливому для авторов законопроекта стечению обстоятельств, треть членов не явилась. В результате, закон был принят комитетом с перевесом в один голос — 3 против 2. Несмотря на то, что все присутствовавшие на заседании комитета представители общественности — эксперты «Реанимационного пакета реформ», Союз ректоров вузов Украины, глава Украинского центра оценки качества образования (УЦОКО) — высказались против законопроекта.
Херсонское лобби
«Я был на том заседании», - рассказывает проректор КНУ имени Шевченко Владимир Бугров. «Аргументы, которые мы и сегодня, и тогда высказывали, подтверждены математически, статистически. Почему члены комитета проголосовали за этот законопроект — мне тяжело сказать. Очевидно, у них были какие-то другие аргументы, но я их не услышал».
Из представителей общественности обсуждаемый продукт законотворчества поддержали только представители Союза ректоров Херсонщины.
При этом, что интересно, четверо из пяти нардепов, подавших закон, были избраны по мажоритарным округам Херсонской области. Страна должна знать своих героев: это Александр Спиваковский, Андрей Гордеев, Сергей Хлань и Иван Винник. Пятый автор законопроекта до избрания депутатом жил в соседнем Николаеве. Более того, этот пятый — Тарас Кремень — представитель николаевской власти: был там главой областного совета.
Существующий закон дискредитирует бойцов АТО?
Итак, за какие же изменения ратуют нардепы, решившие усовершенствовать менее года назад утвержденный Закон «О высшем образовании» и по удивительному стечению обстоятельств подобравшиеся по территориальному принципу?
Законопроект №2335 сводится к двум «мелочам». Во-первых, вузы будут принимать сертификаты внешнего независимого оценивания (ВНО) не только 2015-го, но и предыдущих лет. Во-вторых, вместо ВНО выпускники школ смогут сдавать тест общих учебных компетенций (ТОУК), оценивающий не знание школьных предметов, а вербально-коммуникативные и логико-математических навыки.
Аргументы в пользу законопроекта №2335 озвучил помощник депутата Спиваковского, чудом оказавшийся тут же, на пресс-конференции. Первый такой: нужно дать участникам АТО, которые не смогут сдать ВНО в этом году, возможность поступить в вуз. Как эти ребята собрались учиться в вузе, если они не могут принять участие в экзаменах — осталось загадкой.
Сколько на востоке воюет ребят, которые прямо со школьной скамьи отправились в АТО, не знает никто. Ведь, если таковые есть, возраст бы не позволил им зарегистрироваться там легально. Какой процент этих молодых горячих голов захочет прекратить воевать до конца войны — тоже вопрос, которым помощник Спиваковского решил не задаваться. Каких-либо свидетельств того, что юные бойцы желают сдать ТОУК, а не ВНО, а им не дают, представлено не было.
След коррупции?
Еще один аргумент — Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) постоянно получает деньги на свою работу, почему тогда он не может никак разработать ни систему перевода баллов прошлых годов, ни удобоваримый тест общей учебной компетенции? Напомним, именно Лилия Гриневич, нынешняя глава Комитета по вопросам науки и образования, была одним из главных инициаторов введения ВНО в Украине, и, соответственно, инициатором создания такого ведомства, как УЦОКО. Выходит, группа, защищающая законопроект, то ли всерьез, то ли на публику усматривает связь между Гриневич и УЦОКО — чуть ли не коррупционную.
Какими же аргументами обладали противники закона №2335?
«На сегодня у нас нет никаких достоверно подтвержденных зависимостей между уровнем сдачи ТОУК и способностью учиться на той или иной специальности»
Украинские тесты общих учебных компетенций не доработаны, и внедрять их нельзя, заявляет проректор Киевского национального университета имени Шевченко. Глава комитета Лилия Гриневич также отмечает, что такие тесты должны использоваться для людей, давно окончивших школу, а не для всех абитуриентов поголовно.
В кулуарах Верховной Рады общественные активисты вручили Лилии Гриневич открывашку как символ того, что возглавляемый ею комитет является одним из самых открытых в нынешнем парламенте |
Два года в Киевском национальном университете имени Шевченко рабочая группа Академии педагогических наук Украины и Украинского центра оценивания качества образования исследовала эффективность экспериментальных украинских ТОУК, рассказывает проректор университета Владимир Бугров.
«Мы два года подряд принимали участие в эксперименте. Нашим студентам-первокурсникам, которые только недавно сдали ВНО, предлагали пройти ТОУК. Они проходили. Это почти 4 тысячи людей каждый год, два года подряд. В результате, на сегодня у нас нет никаких достоверно подтвержденных зависимостей между уровнем сдачи ТОУК и способностью учиться на той или иной специальности, - заявляет Бугров. - Тестология, на самом деле — целая наука, большая и мощная, о том, как правильно составлять тесты. Не может быть так, что ты просто придумал какие-то вопросы и создал тест. Нет. Есть психофизические особенности ответов на каждый тест. Это очень все непросто, и за два года взять и ввести ТОУК на основании двухлетнего пилотирования — это очень далеко».
ТОУК — международный опыт
По мнению главы Комитета ВР по вопросам образования и науки, утверждение, что в Украине нужно массово ввести ТОУК вместо ВНО вводит людей в заблуждение. Гриневич объясняет: в мире тесты такого рода действительно используются. В отличие от ВНО, они выявляют не предметные знания, а способности тестируемых оперировать информацией. Однако на сегодня мировая практика движется к тому, чтобы предметные тесты выявляли компетенции — тогда ТОУК будет не нужен.
В истории наиболее яркими примерами использования компетентностных тестов в массовых масштабах являются США и Швеция. «Однако есть большая разница между украинской ситуацией и теми тестами», - подчеркивает Гриневич — один из инициаторов введения в Украине ВНО, и, соответственно, человек, в теме разбирающийся. «Американский тест был введен для военнослужащих в 20-х годах. У Америки нет единой программы, в каждом штате — своя, потому и нужен был такой тест. Тем не менее, Америка переходит сейчас на предметные тесты. SIT шведский был введен в 1976 году для людей старше 25 лет и не менее 4 лет назад закончивших школу», - говорит нардеп.
Таким образом, утверждать, что тест на компетенции — наилучший вариант для Украины — это вводить граждан в заблуждение, считает Гриневич. Вводить такие тесты для всех абитуриентов нет смысла.
О том, что ТОУК есть смысл вводить только избирательно, высказался и проректор КНУ имени Шевченко Бугров: «Мы рассматривали этот тест как альтернативу для тех специальностей, где важны не столько школьные знания по какому-либо предмету, сколько способность осваивать университетскую программу. Но и там пока эффективности не увидели».
«Законопроект принуждает Украинский центр оценивания качества образования заниматься шулерством»
Еще один пункт предлагаемых нововведений — узаконить сравнение сертификатов ВНО прошлых лет с теми, что будут получены в 2015 году, эксперт «Реанимационного пакета реформ», старший научный сотрудник Института математики НАНУ Ирина Егорченко считает ненаучной бессмыслицей.
«Система ВНО является рейтинговой, она не оценивает абсолютные знания», - подчеркивает Егорченко. «То место, которое ученик занял год назад, не имеет отношения к рейтингу этого года. Соответственно, можно статистически доказать, что нет никакого способа корректно пересчитать баллы старых сертификатов в баллах новых сертификатов».
Таким образом, законопроект нарушает право абитуриентов этого года на равный доступ к образованию, считает эксперт. Еще более резко по этому поводу высказывается глава УЦОКО Игорь Ликарчук.
«Законопроект принуждает Украинский центр оценивания качества образования заниматься шулерством. Сделать переведение результатов, которые когда-то были, в результаты 2015 года — это шулерство. Вот, кстати, и письмо Национальной академии педагогических наук о том, что этого сделать невозможно», - говорит Ликарчук и демонстрирует бумагу с подписями и печатями.
Плюс ко всему прочему, денег на срочное создание системы конвертации балов предыдущих лет сейчас нет.
«Разработчики законопроекта №2335 являются представителями ректорского лобби. Защищают интересы ректорских феодов и клиентелл»
Гриневич рассказывает: в 2015 году для ВНО было запланировано несколько новаций, в частности, относительно порога «сдал/не сдал». Для того, чтобы сравнивать сертификаты 2015-го с результатами прошлых лет, от этого придется отказаться. А эксперт «Реанимационного пакета реформ» Светлана Благодетелева-Волк заявляет: понижение балла, который необходимо набрать для поступления, является защитой интересов ректорских феодов и клиентелл.
«Абитуриенты — ресурс для высшего образования», - объясняет Благодетелева-Волк. «Уровень финансирования вуза связан с предоставлением бюджетных мест. Также университеты получают свои доходы от продажи образовательных услуг студентам. Соответственно, ректоры заинтересованы в возрастании количества студентов своих заведений. Украина сейчас — в демографической яме, и ректоры пытаются возместить эту яму».
Самый простой путь для такого возмещения — увеличивать количество абитуриентов, которые будут иметь право поступить. Между тем, наращивать количество можно и за счет интернациионализации высшего образования. По словам эксперта, даже в существующей системе недоиспользовано 12% возможностей привлечения иностранных студентов.
Однако такие действия требуют инвестиций, которых ректоры, по мнению Благодетелевой-Волк, делать не хотят.
«Зачем вкладывать деньги в перспективу, когда можно принять популистский закон и набрать всех тех, кто еще не попал в высшее образование? Хотела бы назвать вещи своими именами. Разработчики законопроекта №2335 являются представителями ректорского лобби. Защищают интересы ректорских феодов и клиентелл», - заканчивает свой спич эксперт.
«Я расцениваю этот законопроект как первый серьезный удар по реформе высшего образования, в сфере ее автономии», - Ликарчук
По мнению собравшихся на пресс-конференцию во вторник, обсуждаемый законопроект нарушает процесс последовательного введения в действие закона «О высшем образовании», принятого Верховной Радой в июле 2015 после нескольких лет борьбы за этот закон со стороны прогрессивной академической общественности, которая его, к слову, и разработала во главе с ректором КПИ Михаилом Згуровским. Ведь именно этим законом ВНО было впервые узаконено в Украине как процедура, причем детально прописанная. Требуя от Министерства образования и науки экстренных изменений без понятных обоснований, группа депутатов просто разрушает и без того сложный процесс имплементации выстраданного закона.
21 февраля 2014 года студенты занимают помещение Министерства образования и науки Украины. В результате недельных прений с устанавливавшейся тогда властью, активисты добились от нового министра Сергея Квита обещания, что он будет лоббировать принятие закона "О высшем образовании". В оккупированном министерстве студентам удалось пообщаться и с Лилией Гриневич, которая все же в результате не пошла на пост главы МОН, а осталась главой комитета главного законодательного органа. Парламент окончательно одобрил закон, который так отстаивала общественность, в июле 2015-го. |
Игорь Ликарчук подмечает и еще один аспект, в котором проект №2335 противоречит июльскому закону: «Как бы смеялось все общество, если бы в законопроекте было написано, что все врачи должны использовать только одну методику при операциях на аппендицит. Их есть две. Весь мир бы смеялся. Только университет имеет право определять, какой тест ему использовать во вступительной кампании — ТОУК, предметный или какой-то еще. То есть, я расцениваю этот законопроект как первый серьезный удар по реформе высшего образования, в сфере ее автономии».
«ВНО — единственный островок системы высшего образования, который обладает доверием общества»
И, наконец, относительно чрезмерного финансирования УЦОКО. Эксперт «Реанимационного пакета реформ» Егорченко считает, что ВНО, на самом деле — единственный элемент системы украинского образования, который на сегодня пользуется доверием населения. А значит, финансирование УЦОКО имеет смысл.
«В Украине сейчас нет доверия ни к дипломам, ни к ступеням, ни к кандидатским экзаменам. Сдать ВНО невозможно за деньги, сейчас система ВНО — единственный островок системы высшего образования, который обладает доверием общества. Предложенный законопроект 2335 направлен на разрушение доверия к ВНО и разрушает конкурсный отбор», - считает Егорченко.
***
Итак, нардепы президентской фракции, почему-то все из Херсонской области, протягивают законопроект, против которого масса доводов, подтвержденных экспериментально, да и просто активно протестует профессиональная общественность. Что будет дальше — увидим на пленарном заседании парламента, куда законопроект может быть вынесен на всеобщее голосование.
Тем временем, первый экзамен ВНО уже назначен — на 24 апреля, что меньше, чем через месяц. Введение нового закона сейчас — дестабилизация всей вступительной кампании, ведь абитуриенты не будут знать, ни к чему готовиться, ни на что подавать документы. Да и чиновники, которые за все это отвечают, тоже наделают путаницы, ведь новые процедуры ввести моментально будет крайне сложно.