Миллиардер в Комитете по вопросам культуры, или зачем Таруте киностудия
Внефракционный нардеп Сергей Тарута — миллиардер, не раз входивший в десятку самых богатых людей Украины. Почему Тарута, металлургический магнат, записался в парламентский Комитет по вопросам культуры и духовности, и чем этот комитет, состоящий из семи депутатов, вообще занимается? Как депутат совмещает работу в комитете с владением большим пакетом акций Одесской киностудии и массивной долей в дистрибьюторской компании «Киномания»? На вопросы журналистки FaceNews ответил сам нардеп.
Внефракционный нардеп Сергей Тарута — миллиардер, не раз входивший в десятку самых богатых людей Украины. Почему Тарута, металлургический магнат, записался в парламентский Комитет по вопросам культуры и духовности, и чем этот комитет, состоящий из семи депутатов, вообще занимается? Как депутат совмещает работу в комитете с владением большим пакетом акций Одесской киностудии и массивной долей в дистрибьюторской компании «Киномания»? На вопросы журналистки FaceNews ответил сам нардеп.
Сергей Тарута: «Через культуру мы должны создавать новый интеллект» |
Ваше образование и деятельность, предшествовавшая парламентской, не были связаны со сферой культуры. Почему же вы пошли в этот комитет?
Не важно быть персоналом от культуры. Важно разделять ценности и понимание, что культура является основополагающей для формирования нового человека. К сожалению, сегодня правительство относится к культуре, как к иждивенческому сектору. На самом деле, это новое направление, которое может совершенно по-другому создавать наше поколение. Я считаю, что оно является основополагающим. Через культуру мы должны закладывать основы формирования подрастающего поколения. Через культуру мы должны создавать новый интеллект.
Сегодня направление культуры очень сильно связано с арт-бизнесом, и арт-бизнес имеет огромный объем развития. Это то новое, что может создавать рабочие места. Сегодня в Америке оборот от культурной сферы больше, чем оборот совместно автомобильной, строительной, химической промышленности. И мне хотелось бы, чтобы мы понимали, что не только наши заводы могут генерировать богатство. Что культура тоже может не только создавать новый интеллект — что очень важно, особенно в пост-инновационном пространстве — но и создавать богатства экономические.
На повестке дня — перераспределение доходов от игорного бизнеса и реанимация кино
Вы говорите о новом человеке и новом интеллекте — а комитет по культуре сейчас занимается созданием условий для таких вещей?
Мы занимаемся.
И какие законы были приняты, чтобы что-то новое появилось в стране в плане культуры?
Первое — мы сейчас готовим закон о культуре. Это будет новое. Второе: сейчас наша работа связана с тем, чтобы помочь не умереть тому, что должно процветать. Занимаемся законами, которые связаны с игровым бизнесом — чтобы часть средств оттуда направлялась, как в других европейских странах, на культуру, на спорт и на здравоохранение. Мы выступили инициаторами таких вещей и мы, надеюсь, скоро это сделаем.
Также законы по поддержке кино. Мы начинаем активно развивать отношения между культурными представителями Украины и других государств. Здесь важно, чтобы мы это делали не на основе советского подхода, а на новой основе. Очень много новых программ, которые мы в ближайшее время будем анонсировать.
Об акциях исторической киностудии: «Я хотел поддержать киностудию, чтобы она не умерла»
По поводу кино. В медиа пишут, что у вас — весомый пакет акций Одесской киностудии. Так ли это? И какой, если не секрет?
Там у государства 50% плюс одна акция. Остальные 49% находятся на трёх компаниях, в том числе и на одной из компаний, которая имеет отношение ко мне. Поэтому, в общей сложности, там будет около 30%, наверное.
И как вам быть депутатом профильного комитета при том, что на вас акции киностудии? Одно другому не мешает?
Не мешает. Во-первых, я этим никогда не занимался с точки зрения бизнеса. Я хотел поддержать киностудию, чтобы она не умерла. Там менеджер от государства, и он управляет. Мы ему не мешаем, а только помогаем. Свою задачу вижу как привлечение других киностудий, привлечение других стран, чтобы они здесь, на нашей площадке, снимали фильмы и приносили доходы государству. Вы же понимаете, культурный пласт — это не доходный сейчас бизнес. Это, скорее, социальная нагрузка, и я вижу, что здесь должен оказать помощь.
Сейчас киноаналитики говорят, что крупные авторы кинорынка в связи с кризисом в стране сворачивают производство в Украине и уезжают за границу. Что вы знаете об этом?
Я так глубоко в этой теме не разбираюсь. Но вот те изменения, что касаются телесериалов — я думаю, ими мы сейчас спровоцируем ситуацию по активизации съёмок у нас в Украине. Не только художественных фильмов, но и телесериалов, которые в огромном количестве закупаются, в основном, из России. В этом плане наш комитет сыграл основополагающую роль.
«Сегодня государство убило инициативу во всех культурных учреждениях»
Откуда возьмутся деньги, чтобы делать что-то новое? Сейчас же война...
Поймите, многие вещи можно сделать и без денег.
Например? Как?
В том числе, новые подходы. Дать большую самостоятельность музеям, библиотекам. Мы знаем, что на Западе они занимаются коммерческой деятельностью, и эта коммерческая деятельность является непосредственно их оборотными средствами, а не казначейства, которое их потом не возвращает. Сегодня государство убило инициативу во всех культурных учреждениях. Очень много паразитирующих у нас структур, которые должны понять, что долго это не продлится. Поэтому я думаю, что здесь вопрос средств очень актуален, чтобы мы могли основные статьи закрыть, без которых невозможно существование.
Но если мы всё-таки примем закон по игровому бизнесу, и не только от лотереи, но и от букмекерской деятельности, чтобы все эти средства шли в том числе на культуру, спорт и образование, то это очень большая новая статья. Плюс, если мы простимулируем, чтобы наши кинотеатры, дистрибьюторы и телевизионные компании заказывали у нас фильмы, если покажем, что здесь есть определённые преференции, как в других странах, то, поверьте, очень многое мы сможем сделать. Как вот Венгрия: на ровном месте сделала киностудию, которая является сегодня одной из главных площадок мира. Если мы будем использовать опыт и Германии, и Польши, которые нам бесплатно помогут оцифровывать, проводить здесь семинары, делать мастер-классы.
Тарута о взаимодействии Министерства культуры и парламентского комитета: «Здесь очень много вопросов, эта тема очень болезненная» |
«Министру культуры нужно внедрять новые подходы формирования команды»
Как комитет сотрудничает с министром культуры, Вячеславом Кириленко?
Министра я знаю давно, еще со времен Оранжевой революции. Я ему очень много советовал с точки зрения изменения тогда отношения к Виктору Андреевичу Ющенко, который сыграл для нашей страны как положительную роль, так и очень сильно отрицательную, и мы сегодня имеем вот эти проблемы, с которыми столкнулась наша страна, в том числе и из-за него, и он несёт ответственность. Пусть косвенную, но это большая ответственность. Так вот, тогда я Славе ещё говорил, чтобы определился, что нельзя мириться со всеми теми решениями Виктора Андреевича, которые были. Слава тогда, к сожалению, не очень прислушивался.
Сейчас мы конструктивно работаем. Я имею в виду комитет с министерством. Ожидаем от него совершенно нового подхода. К сожалению, мы сейчас отмечаем очень большое недовольство общественников, тех представителей культурного пласта, которые занимают активную позицию. И здесь, я считаю, должен быть более открытый диалог. Нужно будет, наверное, ему внедрять новые подходы формирования команды. Здесь очень много вопросов, эта тема очень болезненная. Я считаю, что прислушиваться к активным представителям культуры необходимо.
«Нужно отказаться от советского подхода в культуре»
Когда министром был Нищук, с министерством работала группа видных и современных деятелей культуры, которые разрабатывали «Стратегию-2025». А комитет с ними как-то сотрудничает, общается, разрабатывая свои новые инициативы?
Мы с ними активно общаемся. Мы сформировали новый общественный совет при комитете. Частично туда входят и те, кто там были. Я считаю, что, как раз они принесут нам новую, свежую кровь, которая так необходима. Нужно отказаться от советского подхода к культуре, нужно дать возможность творческого подхода, самостоятельных управленческих решений. К сожалению, здесь очень большой пласт, и, я считаю, он очень необходимый, чтобы мы существенно изменили ситуацию в культурном сообществе.
«Кириленко на волне хотел изменений. Эта волна смыла Крым и принесла огромные проблемы для востока»
Как вы отнеслись к тому закону о статусах языков, который был подан Кириленко и был принят 23 февраля, среди первых после бегства Януковича? Вы сами из Донецкой области, русскоговорящий, позже стали губернатором этого региона — как, по вашему мнению, тот закон повлиял на все дальнейшие события, и как после этого относиться к нынешнему министру?
Это была одна из тех искр, которые раскалывали общество. Политики в парламенте должны быть очень ответственными за те решения, которые они принимают, и за те последствия, которые могут возникать. К сожалению, из моего небольшого опыта в парламенте, мы ни разу ещё не услышали от тех, кто предлагает тот же бюджет правительства, от депутатов оценку рисков, которые могут возникать. К сожалению, Слава оказался одним из тех, кто на волне хотели изменений. Эта волна смыла такую очень большую часть территории, как Крым. Она принесла огромные проблемы для востока.
Моя дочечка старшая — она закончила в Мариуполе школу на русском языке. Сейчас она является одной из ведущих программ на ICTV, говорит на отличном украинском языке. И это не то, что является самым главным в обществе. Нам нужно быть толерантными. Нам не нужно спекулировать, и многое, что делается в парламенте — к сожалению, оно вне аналитики и здесь не всегда то, что говорится, реально лоббируется. Здесь очень много подводных камней, и иногда голосуют не из-за того, что их фракция полностью поддерживает эту позицию, а из-за того, что есть договорённости. Я считаю, что этот закон — он спровоцировал, и не нужен он был. Он не был таким актуальным, как тогда считали депутаты.
«Свобода» - она всё время раскалывала, а не объединяла. Мы должны бороться за душу каждого человека. И мы понимаем: нравится нам это, или не нравится, но в разных уголках нашей Украины люди имеют свои традиции, свои обычаи, своё восприятие в целом Украины и власти. В центральной и западной Украине для жителей Украина — это моя земля, мои могилы, мои ценности, моя культура. А власть — она отдельно, там разделяют власть и Украину.
На востоке, к сожалению, для людей Украина — это, скорее, киевская власть. Потому что там уклад индустриальный, тяжелая промышленность, и она сформировала определенный тип сознания. Это тоже надо учитывать. Но мы должны бороться за душу каждого человека. Потому что без людей, любящих Украину и понимающих, что в этом их будущее, эта территория — пустыня, и главное — это люди.
***
Прогрессивные речи бизнесмена-депутата и его готовность аргументированно критиковать Кириленко, против которого активно бунтует инициативная культурная среда, производят позитивное впечатление. А слова о том, что киностудия на сегодня является для Таруты скорее социальным долгом, чем бизнесом, тоже кажутся не далёкими от истины. Одако это не означает, что в будущем это предприятие не может стать одним из центров прибыльной киноиндустрии, условия для которой так хочет создать человек в очках Вуди Аллена.
Сергей Тарута и Вуди Аллен |