Опаснее СССР. Что представляет собой российская армия
Со времен распада СССР российская военная машина переживала не лучшие времена, то же можно сказать и применительно к самому государству: Россия уже не бросает тень мировой сверхдержавы. Тем не менее, в данный исторический момент российские вооруженные силы переживают глобальную модернизацию, грозящую значительными последствиями для безопасности и политического status quo евразийского региона, пишет Council on Foreign Relations.
Русская армия пребывает на завершительной стадии модернизации, что означает новые вызовы для Европы |
Со времен распада СССР российская военная машина переживала не лучшие времена, то же можно сказать и применительно к самому государству: Россия уже не бросает тень сверхдержавы. Тем не менее, в данный исторический момент российские вооруженные силы переживают глобальную модернизацию, грозящую значительными последствиями для безопасности и политического status quo евразийского региона, пишет Council on Foreign Relations.
Российские чиновники считают, что российская армия, значительно устаревшая со времен Холодной войны, нуждается в радикальных реформах. Однако многие западные аналитики опасаются, что это позволит Москве проводить более агрессивную внешнюю политику, и, полагаясь на силу, принуждать своих более слабых соседей к принятию выгодных ей решений. Некоторые говорят, что русская интервенция в Грузию (2008 г.) и в Украину (2014 г.) – две бывшие советские республики, стремящиеся к более тесным связям с Западом, демонстрирует, что президент Владимир Путин готов использовать военную силу с тем, чтобы восстановить российскую гегемонию в ближнем зарубежье.
Каковы возможности российской армии?
Количественно и качественно российские ВС намного превышают показатели армий государств Восточной Европы и Центральной Азии (Таблица 1). Последние в большинстве своем сохраняют сильную зависимость от Москвы. Россия имеет военные пакты с Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном через Организацию Договора о коллективной безопасности, созданную в 1992 году. Более того, российские войска на постоянной основе дислоцированы в Армении (3200 человек), сепаратистских регионах Грузии Абхазии и Южной Осетии (7000), сепаратистском Приднестровье (1500), Кыргызстане (500), и Таджикистане (5000).
Таблица 1. Сравнение количества солдат, танков и военных самолетов в постсоветских странах |
В рамках оборонных реформ, российские сухопутные войска пройдут профессиональную подготовку и реорганизацию. Ожидается образование нескольких тысяч подразделений, предназначенных для действий в условиях конфликтов низкой и средней интенсивности. Однако в обозримом будущем большую часть российской армии продолжат составлять призывники-одногодники с ограниченным уровнем подготовки (военная служба в России – обязательна для мужчин в возрасте от 18 до 27 лет). Военно-воздушные силы – элита российской армии, чей командир подотчетен непосредственно Путину – насчитывают 35 тысяч солдат. Силы специальных операций Российской Федерации – также элитные войска, созданные в 2013 году для проведения спецопераций вне российских границ.
Москва намерена провести ремилитаризацию своих арктических территорий и восстановить советские аэродромы и порты для защиты углеводородных месторождений и морских путей (Россия имеет самый большой в мире флот ледоколов, необходимый для навигации в этих водах). В конце 2013 года, Путин распорядился создать новое стратегическое военное командование в российской Арктике.
Рис. 1. Оборонные договоры России |
Между тем, перевооружение идет медленно, и большая часть военного оборудования остается устаревшей. Некогда грозный советский военно-морской флот в настоящее время едва превосходит по силам береговую охрану, говорят эксперты. Все крупные судна ВМФ, в том числе флагман и единственный безъядерный авианосец Кузнецов, являются пережитками холодной войны. Для сравнения, у США уже есть десять ядерных авианосцев, причем ежегодно строится несколько новых. Русские ВВС также ограничены в технических средствах и боевых единицах, по крайней мере, пока. Производитель самолетов Сухой разрабатывает несколько новых передовых боевых самолетов, в том числе пятого поколения «стелс» (Т-50), но производство пока не отличается особым успехом, и большинство самолетов на вооружении российской армии были выпущены еще в 1980-х.
Россия сделала модернизацию воздушной и космической обороны одним из главных приоритетов программы перевооружения. В частности, в 2011 году было создано Командование воздушно-космической обороны. Основой этой оборонной сети стала S-400 - российская зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения, предназначенный для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. Система будет развернута недалеко от Москвы и в стратегических позициях по периметру России. Более совершенная система S-500 – на стадии разработки.
Ядерные возможности России
Ядерный потенциал России равен американскому и является едва ли не единственным настоящим наследием сверхдержавы. Россия имеет в своем распоряжении около 1500 стратегических боеголовок на развернутых межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), подводных лодках и тяжелых бомбардировщиках. Эти цифры соответствуют так называемому договору СНВ с США, который вступил в силу в феврале 2011 года. Россия, как допускают, располагает еще 2 тысячами нестратегическими ядерными боеголовками.
После развала Союза Россия опиралась на ядерное сдерживание. Натовские бомбардировки Югославии в 1999 году вызвали в Москве опасения, что этот возглавляемый США военно-политический союз может препятствовать продвижению российских интересов в регионе.
В начале нулевых Россия снизила ядерный порог, который отныне допускал использование такого оружия в случае ответа на крупные атаки неприятеля. Для сравнения, советская доктрина допускала использование ядерного оружия исключительно в случае ядерной войны.
Большая часть российских сил ядерного сдерживания модернизируется: в эксплуатацию поступает новый класс подводных лодок с баллистическими ракетами; совершенствуются некоторые стратегические бомбардировщики; близки к воплощению планы по замене всех советских МБР в течение следующего десятилетия.
Российский военный бюджет
За последние 10 лет российские траты на военную промышленность и оборону выросли более чем вдвое, составив в 2013 году 90 млрд долларов (рис.2). Выше – только Китай (188 млрд) и США (640 млрд).
Расходы на оборону выросли вместе со всплеском цен на энергоносители (доходы от продажи газа и нефти составляют более половины федерального бюджета России). В 2014 году Россия уже на полпути модернизационной программы. На совершенствование военных сил затрачено 700 млрд долларов.
Аналитики призывают обращать внимание на некоторые существенные детали. Во-первых, расходы на оборону резко упали с 1990 года и до сих пор находятся на значительно более низком уровне, чем во времена СССР. Во-вторых, российский солдат по-прежнему оснащен гораздо хуже, чем американский. В-третьих, высокие темпы инфляции в оборонной промышленности, а также местная коррупция потребляют большую часть выделяемых ресурсов. И, наконец, русские расходы на оборону тесно связаны с мировыми ценами на энергоносители, которые в последнее время резко упали. Многие аналитики связывают падение цен на нефть в середине 1980-х с крахом Советского Союза в 1991 году.
Рис 2. Военные расходы. США, Китай, РФ |
Что побудило начать реформы?
Пятидневная война с Грузией в августе 2008 года обнаружила крупные недостатки в командно-контрольных системах, оборудовании, вооружении, разведке – и дала понять, что прежние методы массовой мобилизации необратимо устарели.
«Грузинская война была, пожалуй, для вооруженных сил России последней войной ХХ века, в том смысле, что она велась в стиле ушедшего столетия», – полагает Роджер Н. МакДермотт, евразийский военный эксперт в Jamestown Foundation.
Через несколько недель после конфликта, министр обороны Анатолий Сердюков, мощный реформатор, назначенный Путиным, заявил о начале перевооружения и реорганизации армии, а также массовых кадровых сокращениях (с 1,2 млн до 1 млн человек).
Эксперты, оценивающие состояние реформы на конец 2013 года отметили следующие недостатки: проблемы стратегического руководства, неудачное планирование, гипотетический ряд проблем, связанных с персоналом, финансированием и закупок в ближайшие годы. Тем не менее, согласно более общему выводу, модернизация достигла очень многого. «Военное преобразование России привело к тому, что на данный момент армия очень отличается от той, которая воевала с Грузией в 2008 году. Нынешняя армия более эффективная, гибкая, способна выполнять поставленные Россией внешнеполитические цели», – пишет один из соавторов отчета Института стратегических исследований.
Враги России
Российские лидеры признают, что в настоящее время НАТО не представляет крупномасштабной угрозы, но в то же время они неоднократно критиковали расширение блока на восток, в том числе планы НАТО по размещению системы противоракетной обороны по всей Европе. Соединенные Штаты, разработавшие технологию, утверждают, что система предназначена только для защиты от ограниченных ракетных атак со стороны «стран-изгоев», таких как Иран, но в Москве считают, что технология может склонить стратегический ядерный баланс в пользу Вашингтона. Путин и его военачальники также часто выражают озабоченность в связи с разработкой соперниками нового ударного оружия.
Динамика расширения НАТО |
Москва считает, что так называемые цветные революции – серия народных восстаний в бывших советских странах – не что иное как согласованные попытки Соединенных Штатов и их союзников ослабить российское влияния в регионе. «Внешняя политика России основывается на сочетании опасений по поводу народных протестов и оппозиции к мировой гегемонии США, которые совокупно рассматриваются как угроза режиму Путина», – пишет эксперт по российскому вооружению Дмитрий Горенбург.
Однако многие западные и российские аналитики отмечают, что опасения Москвы касательно НАТО часто завышены и отвлекают внимание от более практических угроз, таких как те, что маячат на южной периферии России (в том числе это этнические мятежи в Северо-Кавказском регионе, распространение оружия и потенциальное возрождение талибов в Афганистане).
Стратегические цели России в регионе
Военная модернизация позволит самой большой стране мире (и одной из самых малонаселенных) улучшить защиту своей обширной территории и национальных интересов. Однако конфликты в Украине и в Грузии вызвали беспокойство по поводу российской агрессии, а именно готовности Путина использовать военную силу в одностороннем порядке, чтобы сохранить традиционную сферу влияния России.
Незадолго до аннексии Крыма в марте 2014 года, Путин сказал, что будет защищать права русских за рубежом, а в апреле он назвал значительную часть Украины Новороссией, использовав термин, бытовавший во время царской России. Согласно заявлениям НАТО и украинских чиновников, Москва обеспечила сепаратистов обучением, персоналом и тяжелым оружием, в том числе танками и зенитными ракетами. В ноябре Россия признала выборы сепаратистов, таким образом, легитимировав ЛНР и ДНР точно также, как и некогда Абхазию и Южную Осети после конфликта с Грузией в 2008 году.
Однако за амбиции нужно платить. Большая восьмерка (на данный момент семерка) исключила Москву из своего элитного клуба в марте, а топовые российские чиновники, банки и предприятия столкнулись с целым рядом западных санкций, способных привести экономику страны к рецессии. Российские военные также ощутят на себе тяготы санкций: Франция задержала доставку первого из двух десантных кораблей класса «Мистраль», а обширное оборонно-промышленное сотрудничество России с Украиной находится под угрозой срыва.
Эксперты полагают, что действия Путина приведут и ко внутреннеполитическим осложнениям. «Путинский бренд этнической геополитики, расцветший в XIX веке и созраняющий актуальность в первой половине XX века, – своего рода обоюдоострый меч», – пишет Строуб Тэлботт, президент Института Брукингса. «Территория России может сократиться, поскольку обширные части страны населены нерусскими этническими группами, которые вряд ли будут приветствовать или, в долгосрочной перспективе, терпеть российского шовиниста в Кремле».
Какова стратегия США и НАТО в отношении России?
Лидеры альянса пересматривают оборонную традицию в Европе, особенно на Востоке. Со времени аннексии Крыма, НАТО в четыре раза увеличило количество боевых самолетов в Балтии (до шестнадцати), которые стали свидетелями крупного всплеска провокаций со стороны российских истребителей и бомбардировщиков. В НАТО также объявили о планах создания элитных подразделений быстрого реагирования (Very High Readiness Joint Task Force) численностью около пяти тысяч военнослужащих. Чиновники говорят, что VJTF будет создан к началу 2016 года и будет служить в качестве элитного подразделения Сил реагирования НАТО, состоящих из тринадцати тысяч военнослужащих.
Некоторые аналитики рекомендуют альянсу принять стратегию сдерживания в духе холодной войны. «Откажитесь от всякой надежды на здравый смысл; повысьте оборону стран Балтии и Польши; разоблачите российскую коррупцию на Западе; наложите визовые санкции на российскую элиту; помогите Украине и перезагрузите альянс», – пишет британский журналист Эдвард Лукас.
«Разделенная Украина играет ту же роль в стратегии сдерживания, как и Германия несколькими десятилетиями ранее. Поэтому Украина должна получить от нас аналогичную финансовую, политическую и военную помощь», – пишет украино-американский историк Александр Мотыль. «Кроме нее точками противодействующей силы в форме увеличенной военной помощи должны стать Финляндия, Швеция, Эстония, Латвия, Литва и Молдавия, а также, возможно, Беларусья и Казахстан. В каждом из этих случаев задача заключается не в том, чтобы сокрушить российскую мощь, но в том, чтобы прекратить ее проникновение в неподконтрольные России постсоветские страны».
Джанин Дэвидсон, эксперт по военной и оборонной стратегии, утверждает, что члены НАТО должны проанализировать и подготовиться к партизанской тактике, которую Россия использовала на востоке Украины. «НАТО должно тщательно подумать о том, что произойдет, когда хорошо вооруженные, дисциплинированные боевики без опознавательных знаков вторгнутся в страну-член альянса, такую как Эстония или Латвия (где проживают 24 и 27 % этнических русских соответственно)».
В то же время большинство экспертов и аналитиков сходятся в том, что правительствам прибалтийских стран крайне необходимо готовиться к российской диверсионной и саботажной деятельности. «Существует опасность того, что, чрезмерно сосредоточившись на укреплении военной обороны, Прибалтика и НАТО упустят из виду невоенные средства в инструментарии России, в том числе продвижение и финансирование евроскептических политических движений, поощрение радикальных групп к совершению насильственных действий и созданию беспорядков, использование информационной войны для усиления анти-правительственных и анти-европейских настроений среди русского меньшинства», - пишет уже упоминаемый Дмитрий Горенбург.
Перевел Егор Галабурда