xcounter
Calendar Icon

Газовая оборона. Выиграла ли Украина, договорившись с «Газпромом»

12.11.2014 17:33

Недавнее соглашение о поставках газа на эту зиму вызвало споры в Украине. Некоторые, в том числе премьер Арсений Яценюк, говорят о нем как об очередной победе. Другие уверены в том, что проигравшей стороной является Украина, а договориться можно было на гораздо более выгодных условиях.

Недавнее соглашение о поставках газа на эту зиму вызвало споры в Украине. Некоторые, в том числе премьер Арсений Яценюк, говорят о нем как об очередной победе. Другие уверены в том, что проигравшей стороной является Украина, а договориться можно было на гораздо более выгодных условиях.
 

Эксперты поделились с FaceNews своими соображениями о том, насколько выгодно последнее соглашение для Украины, и реально ли было добиться лучших условий.

 дмитрий Марунич
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий: «В подписании последнего газового соглашения достижений мало»

«Украинское правительство выпросило денег у Евросоюза на оплату газа. Точнее, выпросило только гарантии на получение этих денег. Денег нет как таковых – предоставили некие гарантии, они закреплены подписями под протоколом, и неким письмом, которого я, честно говоря, не видел, оно не было обнародовано, письмо Баррозу от имени Еврокомиссии на имя Порошенко. Подписи членов Еврокомиссии под протоколом есть, а вот письма никто не видел, якобы в письме предоставлены некие письменные гарантии. Однако, я повторюсь, эта бумага – это не денежные знаки.

«За газ заплатим из резервов»

Не так давно глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что за газ Украина будет расплачиваться из золотовалютных резервов. Это неизбежно должно было случиться. Если у «Нафтогаза» нет денег, если в бюджете нет денег, их больше негде взять, кроме как в золотовалютных резервах, это показывает, что «Нафтогаз» не собирает деньги с рынка. У компании плохая ситуация с оплатой. А за российский газ теперь нужно расплачиваться по предоплате. «Газпром» нас перевел на предоплату, а до этого ж мы платили постфактум, хотя по всем европейским контрактам «Нафтогаз» и другие контрагенты платят наперед. А перевел он нас потому, что мы плохо выполняли контракт с «Газпромом», и у нас накопились большие долги. Уже потому, что изначально не было оплаты по факту, желательно было бы сохранить какой-то разумный компромисс с «Газпромом», но нам этого сделать не удалось по причине того, что мы накопили большие долги, и нас перевели на предоплату.

Поэтому из всех «великих достижений» я могу выделить только одно, это вот некие гарантии, которые еще пока ни во что не материализовались, в получение денег со стороны Запада.

Конечно, золотовалютные резервы нужны не для того, чтобы платить за газ. Если за газ платят из них, это значит, что правительство рассчитывает на получение денег от МВФ для пополнения золотовалютных резервов. Это – единственный вариант.

Поэтому в подписании последнего газового соглашения достижений мало. Господин Яценюк в своем выступлении заявил о том, что «победа есть, но поводов для празднования мало». Не знаю, что он имел в виду под «победой», ведь остался действовать контракт 2009 года со стодолларовой скидкой, вот и вся «победа». Там скорректировали условия «бери и плати», но общеизвестно то, что с 2009 года Украина практически не выполняла это условия.

«Реальная цена реверсного газа – выше»

Мне по своим каналам удалось получить таможенную декларацию, согласно которой одно из украинских предприятий законтрактовало реверсный газ на 392 доллара. Цена газа непрямым образом привязана к котировкам нефти, а они проседают, на четвертый квартал текущего года было 378 долларов, на первый квартал следующего года – 365 долларов. Это контракт, в нем есть формула, по ней рассчитывается цена, поэтому если сравнивать эти цены – 392 и 365, – то возникают вопросы.

Вы поймите – это предприятие, одно из химических предприятий Украины, не просто так законтрактовало газ. Т.е. Яценюк своими заявлениями о том, что газа для химии не будет, загнал их просто в тупик и заставил искать продавцов на европейском рынке. Поэтому они этот договор подписали чуть раньше, когда еще вообще непонятно было, что с Россией, будет ли газ. Вот они начали искать продавцов, нашли по 392 доллара.

Т.е. получается немножко глупая ситуация. В принципе, «Нафтогаз»  может купить газ по 365, продать этому предприятию, ну с налогами, а они уже законтрактовали по 392. Пусть поблагодарят Яценюка за это.

И я не знаю, получат ли химики этот газ, до сих пор Кабмин не отменил постановление, запрещающее химикам использовать газ внутри Украины. Это вообще нонсенс. Такого не было никогда. Оно действует, его никто не отменял. Просто Кабмин берет и закрывает газ химическим предприятиям. Нет, у нас газа и не хватает, идите лесом. Как это отразится на экономике страны, думаю, не надо объяснять.

 Валентин Землянский
Валентин Землянский, экс-начальник управления по связям с общественностью НАК «Нафтогаз Украины»: «Эти условия «Газпром» предлагал еще весной»

В заключении последнего соглашения по газу я не вижу глобальных свершений, глобальных решений, которые бы существенно повлияли на ситуацию. Потому что, по большому счету, Украине все эти условия, которые были прописаны в договорах «Газпром» предлагал еще весной. О поставках на таких условиях можно было договориться еще в мае, в крайнем случае, в июле. Все, что требовала Украина, – это цену 268. Не было ни пересмотра контракта на покупку газа, ни пересмотр транзитного контракта, это ничего принято не было.

Единственный плюс нынешнего соглашения – то, что мы зимой не замерзнем. У нас есть резерв по газу, есть возможность его закупить, правда, теперь вопрос, где денег взять, хотя ЕС дал гарантии относительно предоставления Украине денег для оплаты этого газа. Но это уже вопрос второй.

Мы, по сути, вернулись к контракту 2010 года, со всеми условиями, но сейчас это временные условия. 31 марта истекает срок действия зимнего пакета и нужно договариваться заново.

 Иван Дияк

Иван Дияк, действительный член Нефтегазовой академии Украины, почетный профессор Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа: «Другого выхода не было»

Россия всегда использует фактор «зима-лето». И благодаря тому, что мы все-таки этот вопрос решили, мы можем спокойно идти в зиму. Нельзя было, скажем, оставлять государство без газа. Чем бы это могло кончиться? Мы не знаем, какая будет зима. Даже не имея расчетного запаса, мы не должны были допускать вхождение в зиму без газа. Поэтому в данном случае мы все-таки выиграли, поскольку мы заключили договор, и имеем возможность получить газ.

Чем ближе приближалась зима, тем большее преимущество было на стороне России. Россия, если бы не надавила Европа, никогда бы не заключила этого договора. И тогда были бы худшие условия для Украины, и цена газа была бы еще выше.

Сейчас многие говорят о том, что цена газа в этом соглашении – несправедливая. Но сегодня это нормальная цена, дело в том, что к зиме нужно готовиться, и делать это нужно весной, а не на пороге зимы. Поэтому нужно было все сделать для того, чтобы были запасы угля и мазута для электростанций, чтобы в случае нехватки газа электростанции перешли бы на резервные виды топлива, и тогда население осталось бы с теплом.

Сейчас соглашение заключили, другого выхода не было. Это единственный правильный выход, несмотря на дорогой газ, дешевый газ, нужно было спасать ситуацию, а не ждать, когда мы )добьемся низкой цены. Те критики, которые говорят, что нынешняя цена несправедливая – не понимают всей сложности той ситуации, в которую попала наша страна. Уголь Донбасса не поступает на электростанции, а они не могут работать только за счет газа.

 Геннадий Рябцев
Геннадий Рябцев, руководитель научно-технического центра «Психея»: «Не факт, что у России найдется этот газ»

Судить о том, кто выиграл, а кто проиграл, достаточно сложно, потому что такие соглашения обычно не приводят к исключительно положительным или отрицательным результатам для всех сторон. Дело в том, что газовый конфликт между Россией и Украиной не исчерпан. Он всего лишь перешел в затяжную стадию. Поэтому говорить о каких-то выигрышах или проигрышах, о каких-то плюсах или минусах соглашения, когда несколько исков от обеих сторон лежат в Стокгольмском арбитраже, а на востоке страны нашей идут военные действия, нет вообще никакого смысла.

Не совсем правильно также говорить, что плюс – уже в том, что Украина хотя бы обеспечена газом. Ведь пока что мы не осуществили предоплату этого газа, как того требуют соответствующие решение. Пока что идет оплата тех долгов, которые у нас образовались в прошлом году и в начале этого года. При этом долгое время правительство игнорировало тот факт, что без уплаты этого долга какие-то другие решения невозможны. Это во-первых.

Во-вторых, в газовом балансе на этот отопительный сезон существует дыра размером в 5 млрд кубометров газа. Ну, до правительства хоть и поздно, с огромным, более чем полугодовым опозданием, наконец-то дошло, что долги надо платить, хотя они и были сделаны «папередниками», и что дыра таки существует, это было признано. И было принято какое-то предварительное решение. Однако подписание соответствующих соглашений еще не значит, что дыра в балансе закрыта. Мы пока что платим за тот газ, который мы потребляли еще в прошлом году. И не оплатили ни одного кубометра газа, который нам могут поставить в течение нынешнего отопительного сезона.

Поставки будут начаты только тогда, когда будет осуществлена предоплата, как этого требует российская сторона. Здесь есть два достаточно больших риска. Первый связан с тем, что, насколько мне известно, в бюджете нет средств на покупку оговоренных объемов газа у РФ. И второе, это то, что если вдруг Украина захочет купить этот газ, когда температура воздуха упадет ниже минус 15 градусов по Цельсию, то не факт, что у России найдется этот газ. «Газпром» не может обеспечивать поставки газа при форс-мажорных обстоятельствах, о чем свидетельствует история последних лет. Вспомните – когда была холодная зима в Европе несколько лет тому назад, «Газпром» оказался не в состоянии обеспечить все заявки, которые поступали из стран Евросоюза и Турции.

Если верить прогнозам, эта зима тоже будет холодной. Поэтому если Украина хочет получить российский газ в оговоренных объемах, которые, по предварительным оценкам могут составить там 4 млрд куб м, то эти закупки нужно делать до наступления холодов. Иначе потом этого газа у России может и не оказаться.

Предусмотренная соглашением цена полностью соответствует формуле, предусмотренной контрактом 2009 года со скидкой в размере 100 долл. Судить о ее соответствии рыночным ценам сложно. Если под рыночной ценой подразумевается спотовая цена, т.е. та, которая формируется на так называемом срочном рынке (поставки к определенному сроку), то что-то определенное сказать нельзя, так как срочный рынок, он здесь и сейчас. А поставки по оговоренной цене 378 долл. за тыс. куб.м. планируются нынешней зимой. До которой еще, как минимум, один месяц. Что же касается сравнения этой цены с контрактами, подписанными европейскими газовыми операторами с «Газпромом», то, опять же, здесь можно только говорить оценочно, так как ни один из этих контрактов не является достоянием общественности. Таким образом, сказать ничего определенного нельзя, но она не выше той цены, по которой мы в настоящее время закупаем газ у европейских компаний.

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Кращі криптовалютні біржі 2021 року для трейдерів-початківців

Популярні відео на YouTUBE
Тематичні матеріали
Binance
Цікаве
Найпопулярніші новини
Найкращі відео з YouTUBE
Популярні блоги
Погода і гороскоп
Автоновини