«Киев – Москва» — поезд санкций. Кто и на каких станциях может сойти?
Верховная Рада Украины в минувший четверг приняла закон о санкциях, разработанный Кабинетом министров. Глава правительства Арсений Яценюк, выступая перед депутатами во вторник, приравнял голосование за данный документ к процессу определения «национальной идентификации»: украинский парламент или парламент другого государства заседает под куполом Верховной Рады — вот в чем вопрос. Кому и что сулят заявленные и до сих пор «таинственные» санкции?
Украинцы требовали введения санкций от США и ЕС, но сами долго их не вводили (фото: Kyivpost) |
«Тайное явное». Какие санкции Киев готов ввести?
Всего заявленных видов ограничительных мер 28 плюс «другие санкции, соответствующие принципам их применения, установленным этим законом». Среди них блокирование активов; ограничение торговых операций; частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины; запрет на вывоз капиталов из страны; приостановка исполнения экономических и финансовых обязательств; аннулирование лицензий; запрет на участие в приватизации и аренде госимущества для нерезидентов; отказ в пользовании украинскими радиочастотами и запрет на ретрансляцию теле- и радиоканалов; прекращение деятельности СМИ; закрытие воздушного пространства и блокирование входа в территориальные воды; остановка совместных проектов в сфере обороны; запрет на передачу технологий; отказ во въезде в страну; запрет на деятельность партий и общественных организаций и некоторые иные «табу».
Основаниями для применения санкций являются: действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, ее экономической самостоятельности и/или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничения права собственности, нанесению имущественных потерь, созданию препятствий для устойчивого экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод. А кроме того — резолюции и решения структур Организации Объединенных Наций и Евросоюза, а также факты нарушений Всеобщей декларации прав человека и Устава ООН.
Решение о применении, отмене и внесении изменений в санкций принимается СНБО и вводится в действие указом президента Украины.
Пока что список тех, над кем завис дамоклов меч нового закона, держится в секрете. Известны лишь общие цифры намечаемых жертв: 172 физических лица и 65 юрлиц. Эксперты по-разному оценивают предполагаемую эффективность санкций, однако отмечают, что от введения запретительных мер пострадает не только российская, но и украинская сторона. И даже европейцы — при одном «если».
«Европа минус». Стоит ли ЕС опасаться киевского закона?
Не считая такой «экзотики», как риски для свободы слова и плюрализма СМИ при введении в действие санкционного закона (к снятию которых призывала, например, профильный представитель ОБСЕ Дунья Миятович), главное опасение ЕС вызывает зафиксированный в документе пункт о возможном запрете транзита ресурсов. Едва глава украинского Кабмина подтвердил, что правительство не шутит и что вопрос о приостановке транзита российского газа — один из возможных инструментов, как на еврорынке буквально в считаные часы цена на зимние контракты на лондонской бирже ICE Future подскочила на 4%. Еще до этого красноречивого события «энергетический» вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Эттингер заявил об уверенности в том, что Украина все же останется надежным транзитером российских энергоресурсов в Евросоюз, несмотря на готовящийся закон о санкциях против Российской Федерации.
Сама мысль о перекрытии газового крана на пути Россия-ЕС многим аналитикам представляется блефом. Мол, Украина не может убивать курицу, несущую золотые яйца. По мнению главы киевского Института энергетических стратегий Дмитрия Марунича, с учетом плачевной ситуации с бюджетом абсолютно неразумно терять $3 млрд «газовых» и $200 млн «нефтяных», которые Киев имеет ежегодно от транзита российских углеводородов европейским потребителям. Кроме того, на этом пути Украину ждут имиджевые потери: «Европа с недоверием относится к партнерам, не выполняющим свои обязательства». Еще один фактор, считает Марунич, — «Южный поток». Запрет транзита активизирует переговоры России и европейских партнеров по реализации данного проекта.
Президент украинского аналитического центра DiXi Елена Павленко убеждена, что для внесения упомянутого элемента в законопроект о санкциях Кабмину следовало «сначала подготовить европейских партнеров к такой инициативе». Имея в виду, что «ни «Нафтогаз» ни даже правительство не смогут в ручном режиме останавливать транзит газа в ЕС, а парламент и президент вряд ли пойдут на такие резкие действия в международных отношениях».
Российские эксперты также считают маловероятным реализацию сценария «газ-стоп». Например, Евгений Гавриленков, главный экономист Sberbank CIB, уверен, что остановки транзита не будет. Однако при этом задается вопросом: «Что будет вместо нее? На этот вопрос нет экономического ответа — возможно, ответы есть у политологов».
Впрочем, вопрос «что вместо?» важен здесь скорее не с точки зрения конкретики (какой шаг сделает Киев?), а с учетом перспектив того, как обуславливает конфликт «Украина-Россия», затронувший экономическую плоскость, судьбу международных институтов — европейских и мировых. Экс-представитель правительства Украины при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов полагает, что сегодня «под вопросом будущее Всемирной торговой организации. Будет падать роль МВФ и Всемирного банка». По мнению Суслова, нарождающаяся многополярность мира таит в себе куда больше опасностей и непредсказуемости, чем уходящая в прошлое однополярность.
Это, собственно, в значительной степени является для ЕС и уроком, вынесенным из экономической составляющей российско-украинского конфликта, и той угрозой (не сегодняшней — завтрашней), которая не идет ни в какое сравнение с гипотетической остановкой транзита российского газа. Последняя Европе, по-видимому, не грозит. Украинские санкции против РФ ее мало заденут. Урон здесь, как и в боях на Донбассе, ощутят главные участники противостояния — Украина и Россия.
Российские потери: связь, банки, тяжпром
В период после развала СССР, когда и Украина, и Россия в значительной мере порвали экономические связи на территории постсоветского пространства, первая утратила 23% своего ВВП, вторая — 13%. Примерно такое же соотношении потерь каждой стороны, считают некоторые специалисты, можно прогнозировать при нынешнем разрыве отношений. Цифры вроде как говорят в пользу того, что в выигрыше остается Россия. Но на самом деле 13% — это тоже весьма значительная величина. За счет каких секторов экономики будет падать ВВП РФ?
Российские СМИ, принявшиеся серьезно обсуждать возможный ущерб от санкционного пакета Киева, говорят о возможности нанесения удара по операторам мобильной связи «с российскими корнями». Речь идет о компаниях «МТС Украина» («дочка» ОАО «МТС») и «Киевстар» (принадлежит голландскому Vimpelcom Ltd, совладельцем которого является группа «Альфа»). В 2013 г. украинский бизнес принес группе МТС 9,4% выручки, Vimpelcom — 7%. По мнению Сергея Половникова из Сontent Review, для МТС потеря бизнеса в Украине будет чувствительна. Представители «Вымпелкома» подчеркивают, что из России деятельность «Киевстара» не финансируется.
О том, что указанные компании могут стать жертвами санкций, можно судить по все громче звучащим в Украине голосам о их национализации. В этом духе буквально на днях высказался народный депутат от партии УДАР Сергей Каплин, заявивший, что в данном бизнесе уровень рентабельности доходит до 200%, поэтому «с каждой гривны, которую вы проговариваете со своими близкими, 50 копеек вы отдаете непосредственно Путину для того, чтобы он заправлял российские танки, которые приезжают на восток». Он также сказал о необходимости создать «национальную связь» с несколькими операторами — «для конкуренции». Главное — чтобы в этой сфере не осталось «и следа от России».
Вполне вероятно, что будут предприняты шаги в отношении банков с российским капиталом. Речь может идти о пяти финансовых учреждениях. Три их них входят в группу крупнейших: пятый по величине банк Украины «Проминвестбанк» (активы на 1 июля, по данным НБУ, $4,35 млрд за вычетом резервов), 8-й — «Сбербанк» ($3,5 млрд). 12-й — «ВТБ банк» ($2,7 млрд).
В целом, по информации главы НБУ Валерии Гонтаревой, «объем российского капитала в банковской системе — 18,5 млрд грн. Это 32% общего объема иностранного капитала в уставных капиталах украинских банков. Активы во всей банковской системе — 13%. Это очень много». Схему того, как реально могут быть применены санкции в отношении этого сектора, пока никто назвать не может. В НБУ заверили, что вывода капитала из банков с российскими деньгами не было, а ситуацию с ними продолжают тщательно мониторить.
Виктор Чумак, председатель комитета Верховной рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, констатирует: «Беда в том, что филиалы российских банков имеют только название российское и уставный фонд в России. Но это юридические лица, которые легитимны в Украине, и налоги они платят Украине. Нужно смотреть, насколько сильным будет стресс для украинского банковского сектора».
Предприятия тяжелой промышленности с российским капиталом — еще одна возможная точка приложения санкций. Например, Донецкий металлургический завод, принадлежащий компании Evraz. В минувшем году предприятие принесло компании 7% консолидированной выручки. Или Николаевский глиноземный комбинат, принадлежащий российскому алюминиевому гиганту UC Rusal. Или нефтеперерабатывающие заводы — разбитый в ходе боев Лисичанский и пока что целый Одесский. Правда, в этом случае, можно рассчитывать лишь на вред, наносимый этой «экспроприацией» России. Потому что пользы от этого Украине, скорее всего, не будет — чтобы запустить ныне простаивающие НПЗ, нужна нефть и капиталовложения.
Но такая логика (Украине пользы «кот наплакал», зато для России — лихо,) вполне отвечает духу необъявленной войны. Если, к примеру, разорвав связи между предприятиями военно-промышленного комплекса двух стран, Украина потеряет порядка $350 млн оборота в год, а Россия будет поставлена перед необходимостью потратить миллиарды для того, чтобы запустить необходимые производства у себя, почему бы на это и не пойти?
И все же во что самой Украине обойдутся ею же заявленные санкции?
«Поход на Москву»: украинская цена
По словам главы правительства Арсения Яценюка, «по самому негативному сценарию для Украины в первый год потери, которые могут быть не только из-за санкций, а из-за агрессивной политики Кремля, — 7 миллиардов долларов». Однако по мнению аналитиков, цифра потерь для украинской экономики будет значительно выше. Поскольку в нее следует включить разрушенные и требующие восстановления предприятия, мосты, дороги, дома, технику на Донбассе (а также компенсации семьям погибших и изувеченных), плюс сокращение объемов ВВП, которое ожидается по итогам текущего года в размере не менее 7%. Кроме этого, каждый украинец ощутит ущерб от девальвации гривны. Ее падение продолжается, несмотря на мантры НБУ об отсутствии для этого объективных экономических предпосылок (кроме военных действий на востоке и паники, в том числе — среди банкиров), при этом прогноз инфляции-2014 составляет по меньшей мере 17%.
Наиболее пессимистично настроенные эксперты говорят, как о худшем сценарии, о развале экономики Украины. Политолог Евгений Копатько считает, что прежде всего от киевских санкций пострадает индустриальный юго-восток страны. А также центральная ее часть — если будет на деле осуществлен отказ от экспорта в Россию сельскохозяйственной продукции. Ему вторит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко: «Если мы, к примеру, прекратим поставлять продукты питания, вагоны, локомотивы, то Россия от этого пострадает меньше, чем Украина. А вот экономика нашей страны может рухнуть окончательно. По той простой причине, что люди на предприятиях останутся без работы, от чего пострадают больше, чем, к примеру, покупатели в России». По словам Охрименко, потеря $10-15 млрд может ударить и по валютному рынку, и по экономике Украины в целом, и, соответственно, по всем ее гражданам.
Есть ли другие оценки? Есть. Они не оптимистические, однако учитывающие тот факт, что, во-первых, принимаемые меры — вынужденные. А во-вторых — что Украине поздновато опасаться убытков от своих шагов — типа запрета на экспорт сельхозпродукции и т.п. По той простой причине, что все это уже было «оформлено» раньше. Россией. Достаточно посмотреть статистку первого полугодия этого года, чтобы убедиться, что украинский экспорт в РФ уменьшился практически на 25%, подчеркивает директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. И если бы не было попыток со стороны отечественных экспортеров продолжать продвигать продукцию не на российский, а на другие рынки, то Украина получила бы «удар от 5% до 6% только по этому направлению для нашего ВВП на протяжении полугода». И это тогда, когда Киев никаких шагов против Москвы в этом отношении фактически не предпринимал.
В таком контексте закон о санкциях выглядит как минимальное восстановление нарушенного баланса. Кроме того, следует вспомнить и еще об одном довольно убедительном аргументе в пользу принятых мер, озвученном Арсением Яценюком перед парламентариями: «Если мы просим, чтобы нас защищали, мы должны доказать, что сами готовы себя защитить».
Модель для образца. Чей опыт в войну ближе?
Война не может длиться вечно, это понятно. Однако понятно и другое: сегодня невозможно действовать исключительно мирными методами, в том числе в экономике. К примеру, комплекс мер по ее дерегуляции, разработанный группой советников при Минэкономразвития и сулящий стране дополнительный 161 млрд грн., это не сегодняшний «выстрел», а прицел на завтра. Амбициозные планы о вхождении в первую десятку стран мира по легкости ведения бизнеса, безусловно, стоит приветствовать. Равно как и заявленное руководством министерства овладение опытом Грузии, Сингапура, Гонконга и Малайзия, занимающих лидирующие позиции в рейтинге Всемирного банка по этому показателю. Но не следует забывать, что ни один субъект из указанного перечня, включая нынешнюю Грузию, войны не ведет. И в этом смысле Украине следует скорее ориентироваться на опыт иного государства — Израиля, расположившегося на 35-й строчке в кондуитах Всемирного банка (съехав, кстати, на несколько пунктов за последнее пятилетие). Однако при этом Израиль является второй после США страной по количеству вновь образуемых компаний, и его двери открыты для транснациональных хай-тек-компаний. Результат такой «избирательности» — факт, что сегодня страна, по сути, является неким филиалом Силиконовой долины на Ближнем востоке. Это одно. А второе — ВВП на душу населения в Израиле, по данным МВФ, не самый высокий, но вполне приличный, позволяющей стране держаться на 25-м месте в непосредственной близости от Гонконга и Великобритании и на весьма почтенном расстоянии от России, занимающей лишь 48-ю ступеньку и более чем вдвое уступающей Израилю по указанному показателю. Да, Израиль не обходится без финансовой помощи США. По некоторым данным, ее уровень составляет более чем 4% бюджета ближневосточной страны ежегодно. Но, в конце концов, любое государство само вправе выбирать, от кого, какую и на каких условиях получать помощь. Равно как и решать вопрос — против кого и какие санкции вводить.