Порошенко. Путин. Перемирие. Кто кого обманул?
В центральной части России проходят военные учения, в которых принимают участие свыше 60-ти тысяч военнослужащих. Российское телевидение показывает картинку, которая должна убедить российское общество: Россия к войне готова! Войска в тонусе.
Путин и Порошенко |
В центральной части России проходят военные учения, в которых принимают участие свыше 60-ти тысяч военнослужащих. Российское телевидение показывает картинку, которая должна убедить российское общество: Россия к войне готова! Войска в тонусе. Путин – спаситель России от западной заразы и хранитель ценностей. Лидер нации полон сил, видит путь и по нему ведет.
23 июня Донецке за одним столом собралась, на первый взгляд, невообразимая и удивительная по своему составу компания: экс-президент Кучма, посол РФ в Украине Зурабов, кум президента РФ Медведчук, экс - депутат Царев, находящийся в розыске и гражданин РФ Бородай в качестве главы ЛНР и депутат Шуфрич. Кто кого послал на эту встречу, и какие задачи должны были решать эти люди не совсем ясно до сих пор. Возможно, Медведчук должен был дать Бородаю инструкции и убедиться, что тот всё правильно понял. Один результат визита Медведчука уже известен – ДНР и ЛНР объявили об объединении. Кроме того, был взорван мост, сбит вертолет и обстрелян украинский блокпост – 9 военнослужащих погибли. Царев, видимо, останется в роли смотрящего на территории сепаратистов, а Шуфрич – на украинской. Зурабов, вероятно, нужен был для прессы, а Кучма для солидности. К тому же, его не жалко.
Известно, что накануне переговоров состоялись несколько телефонных разговоров: Порошенко-Путин и Обама-Путин. Результат – прекращение огня до 27-го июня. В этот день должно состояться (или не состояться) подписание соглашения между Украиной и ЕС. В этот же день начнутся очередные военные учения ВС РФ.
Зачем Путину прекращение огня в Украине? Совершенно незачем. Заявление Порошенко вынудило его сделать ответный ход, чтобы не выглядеть агрессором перед лицом мирового сообщества. Для пущей убедительности президент РФ предложил Совету Федерации отменить постановление об использовании ВС РФ на Украине. Учитывая то, что его предложения Совет рассматривает за считанные часы, такие постановления можно принимать и отменять по два раза в день, если не чаще.
Как известно, цель Путина – уничтожить государство Украина. Об этом было заявлено, и вся российская стратагема ведет именно к этой цели. Сегодня Путин очень близок к исполнению задуманного: проведение половинчатых реформ в Украине на фоне ухудшающегося экономического состояния должны вести к росту недовольства. Недовольство подстегивается массовыми увольнениями в государственном секторе. Например, руководство МВД заявило о сокращении 17 тысяч человек «за невыполнение присяги». Военные действия на Юго-Востоке Украины имеют сразу несколько последствий: человеческие жертвы, нагрузка на бюджет и барьер для инвесторов – кто же захочет вкладывать деньги в воюющую страну? По расчетам Кремля, уже к осени волна недовольства должна достичь критического уровня. В крайнем случае, к концу зимы, в которую Украина должна войти без российского газа. К осени же в Кремле ожидают раздрай и бунты в украинской армии, если не будут достигнуты успехи в АТО. Украина сегодня действительно находится в очень тяжелом положении.
Но что еще, кроме дипломатической эквилибристики, заставило Путина временно отступить? Давление ЕС и США? Обама в телефонном разговоре предупредил о том, что следующий пакет санкций готов. И в конце июня их введение будет увязано с ситуацией на Востоке Украины. Возможно, угроза сработала, потому что строительство Южного Потока приостановлено. А это, в свою очередь, значит, что российские планы обойти Украину и, что важнее, внести раскол среди стран ЕС, как минимум забуксовали. Надолго ли? Ирония в том, что Европа сможет жить без российского газа, а Россия без его поставок в Европу вряд ли. Российский контракт с китайцами начнет работать не раньше, чем через несколько лет. И объемы продаж не в пользу азиатского направления: в ЕС потребляют 100 млрд. кубометров, в Китай пойдет 30. И еще нужно учесть разницу в цене.
Внутренняя проблема Путина в случае углубления и расширения санкций не только в том, что пострадает российская экономика – на это он, похоже, лишь оглядывается. Главный вопрос – сохранение власти. У него возникает конфликт с элитами, включая ближайших соратников. Российские элиты с 1991-го года были ориентированы на Запад. На Западе учатся их дети, там недвижимость, активы…Эскалация конфликта с ЕС и США перечеркивает усилия и результаты трех десятилетий огромного количества далеко не последних людей. Вряд ли все они хотят видеть себя изгоями и начать жить по иранскому сценарию. И не считаться с этим российский лидер не может. Именно для управления элитами Путину понадобилась массовая истерия. В результате, в вопросе украинского сепаратизма Путину приходится заниматься сложной эквилибристикой: для мирового сообщества он пытается дистанцироваться от сепаратистов, но так, чтобы не вызвать недовольство у разогретого паранойей российского электората. А потеря доверия у российских националистов лишает его мощного рычага в политической игре против Киева и инструмента давления на собственные элиты. Скорее всего, он предпочтет националистов и уничтожение Украины.
Теоретически, «прозападное лобби» в Кремле может убедить Путина отказаться от идеи уничтожения Украины: тогда все проблемы Порошенко и украинцев решены. Для этого, правда, Кремлю придется найти решения по многим проблемам: общенациональной истерии, националистам, Крыму. Полуостров отдавать назад никак нельзя.
Если Путина не отговорят от идеи разрушить Украину, украинцев ждет тяжелая борьба до конца – либо до полной победы Путина, либо до полной зачистки Востока от сепаратистов. Эта борьба потребует полной мобилизации сил. И победа невозможна без консолидации элит и нации вокруг одного лидера. А украинские элиты – самое плохое место для поиска патриотизма. Все годы независимости эти люди воровали и предавали.
Порошенко стал заложником собственной победы. Подписание ассоциации с ЕС не конвертируется в зарплаты, пенсии и рабочие места, по крайней мере, до конца 2014-го года. Ход АТО показал, что Президент и его окружение пока не контролируют в полной мере украинские военные формирования. Яркий пример – демарш командира батальона «Айдар». Ладно бы этот командир выступил с критикой внутри структуры, но конфликт вынесли в СМИ. Это значит: а) нет дисциплины в вертикали управления; б) плохая внутренняя коммуникация; в) отсутствует доверие внутри силовых структур; г) идет подковерная борьба. Коррупция и недееспособность настолько разъели силовые ведомства, что даже в условиях войны, под угрозой смертельной опасности, верхушки этих структур не могут перенастроиться: голодающие солдаты в окружении, закупка наволочек и простыней вместо бронежилетов и гранатометов, отсутствие полевых госпиталей, неспособность организовать единый центр управления…
Сегодня сепаратисты на Востоке укрепляют свои позиции – строят оборонительные сооружения, завозят подкрепления, боеприпасы и тяжелую технику, мобилизуют местных жителей.
Кто кого обманул этим перемирием? Каждая сторона в период прекращения огня решает собственные задачи.
Для Порошенко дорог буквально каждый день, который он должен использовать для усиления армии и собственной власти. Разговоры о демократии, перераспределении полномочий в условиях войны – сказочка для дурачков. Передача полномочий на места при том, что олигархи создают собственные армии, приведет к феодализации страны. Говорить об это сегодня могут пустозвоны или российско-олигархические шпионы. Нужно восстановление вертикали власти - сегодня она плохо работает. Для этого необходимо разогнать нынешнюю Верховную Раду. Затем объявить Военное Положение. Это даст возможность по-другому разговаривать с западными партнерами. Появится правовая возможность как минимум заморозить выплаты по внешним обязательствам, датированными до 2014-го года.
Понимает ли это Порошенко? Наверняка.
Сбудутся ли ожидания Путина и его стратегов? Майдан показал, что не обязательно – сегодня появляется украинская нация. И она консолидируется вокруг тех, кто продолжает борьбу. Об этом говорят даже российские СМИ. С той лишь разницей, что то, что в Украине считают патриотизмом, в РФ называют «зомбированностью».
Украинская армия усиливается. Есть ли у президента Порошенко время и сколько? Это будет зависеть от двух человек – от Путина и, главное, от самого Порошенко. От степени его решительности и готовности действию, и как бы это пафосно не прозвучало, от глубины любви к Украине.
До 27-го июня ждать осталось не долго. Да и до осени рукой подать.