Мечты о крахе России из-за низких цен на нефть не сбудутся
Последнюю неделю весь «нефтяной» мир и мировой «политикум» ждал начала переговоров между западными государствами и Ираном в Вене 16-20 июня. Начавшиеся в формате «5+1» переговоры посвящены иранской ядерной программе и снятию западных санкций. Ожидается, что Запад пойдет на уступки в вопросе санкций в обмен на ограничения ядерных амбиций Ирана.
Американские солдаты в Ираке на фоне пылающей нефтяной скважины в 2003 году. (фото: wikimedia.org) |
Именно западные санкции в значительной степени ограничивают добычу нефти в Иране, поэтому представляется логичным, что их сворачивание увеличит предложение на рынке нефти и снизит цены, — считает Кэролин Ротт, журналистка CNBC.
Накануне встречи ОПЕК в Вене министр нефти Ирана Биджан Намдар Зангане заявил: «Мы сейчас можем поставлять 3,8 млн баррелей нефти в день, но наше производство ниже из-за незаконных ограничений, и мы стараемся увеличить его в этой ситуации. Если санкции будут сняты, очень скоро мы можем производить 0,5 млн баррелей в сутки, через несколько месяцев – еще 200 тыс. баррелей и достигнуть 4 млн баррелей нефти в сутки».
Может ли это снизить цены на нефть? Иран никогда не давал повода думать, что намерен обрушить рынок нефти. Еще в мае директор по международным делам Национальной иранской нефтяной компании Мохсен Камсари вполне недвусмысленно заявил, что цены на нефть не упадут ниже $100 за баррель в 2014 году, — пишет ближневосточный информационный ресурс Al Bawaba.
Власти Ирана готовы нарастить добычу нефти уже в ближайшее время, но ждет отмены санкций. (фото: wikimedia.org) |
Было бы странно, если бы Иран стремился обрушить рынок себе в убыток. С другой стороны, Иран не заинтересован в слишком высоких ценах на нефть, поскольку считает, что в долгосрочной перспективе это может повредить экономике стран-экспортеров нефти, — сказал Камсари. Вскоре после этого заявления цена нефти марки Brent выросла до двухмесячного максимума, превысив $111 за баррель.
К началу июня цены немного упали, но практически одновременно с очередной встречей представителей ОПЕК в Вене вновь резко подскочили из-за кризиса в Ираке, втором по объему добычи члене ОПЕК. Brent и WTI побили девятимесячные максимумы. Лишь вчера появились сообщения о том, что цены на нефть чуть упали. 17 июня на Нью-Йоркской бирже сырая нефть подешевела на 29 центов до $106,61 долларов за баррель.
И скачок цен, и их откат напрямую связаны с развитием конфликта в Ираке. Сегодня добыча и экспорт нефти Ирака еще практически не затронуты: исламисты ИГИЛ ведут наступление на севере и западе страны, а большинство нефтедобывающих и экспортных мощностей сосредоточены на юге. Но, если конфликт дойдет до месторождений на юге страны и порта Басра, «это окажет существенное влияние на цены на нефть, учитывая текущие перебои с поставками из других стран ОПЕК», — полагают аналитики Goldman Sachs.
Партнер нью-йоркского хедж-фонда Again Capital, специализирующегося на энергетике, Джон Килдаф выразился прямее: «Срыв иракских поставок чреват глобальным энергетическим кризисом — это не преувеличение» (цитаты по Bloomberg).
Ирак — один из мировых лидеров по объемам добычи нефти
Нефтяной терминал в Басрею (фото: wikimedia.org) |
Ирак — второй по объемам добычи производитель нефти в ОПЕК после Саудовской Аравии. По данным Международного Энергетического Агентства, в мае 2014 года Ирак производил 3,4 млн. барр. нефти в сутки, что составило 11% от общей добычи ОПЕК. Экспорт нефти из Ирака в мае - 2,58 млн барр./сутки, в феврале экспорт установил рекорд — 2,8 млн барр./сут.
До обострения внутреннего конфликта Ирак планировал нарастить добычу почти до 4 млн барр./сут. к концу года.
Сейчас ОПЕК добывает около 30 млн. баррелей нефти в день. По прогнозу Международного энергетического агентства, во второй половине нынешнего года этот объем должен быть увеличен до 30.7 млн баррелей в день, чтобы покрыть рост спроса и не допустить дальнейшего повышения цен. ОПЕК может частично компенсировать потенциальное выпадение иракской добычи, но сделать это будет нелегко: по оценкам Nordea Bank, возможности картеля нарастить добычу за счет свободных мощностей ограничена 3,4 млн барр./сут., «это мало, и делает мировой рынок нефти крайне чувствительным к дальнейшим проблемам с поставками».
При этом ливийский экспорт снизился до минимума, а ситуация в Нигерии и Ираке, где экстремисты захватили город Мосул, остается проблематичной. Восполнить дефицит поставок нефти предполагается за счет увеличения добычи в Саудовской Аравии. Хотя королевство способно справиться с этой задачей, это может стимулировать рост цен, особенно если совпадет с проблемами в поставках из других стран мира, — пишет Financial Times.
Таким образом, колебания цен на нефть зависят не столько от возможностей Ирана поставлять дополнительные объемы, сколько от политической ситуации на Ближнем Востоке в целом
Очевидно, что цены на нефть в обозримом будущем будут зависеть от многих факторов – геополитической ситуации, биржевых рисков, прогнозов потребления и добычи, — и поставки из Ирана – не первый из них. Это означает, что пока нет предпосылок ожидать существенного падения цен на нефтяном рынке. Цена на нефть, скорее всего, останется на уровне выше $100 за баррель, а именно этот уровень цены является критичным для бюджета РФ.
Таким образом, прокатившаяся в соцсетях волна радости противников России по поводу снижения цен на нефть, которые вроде бы должны обрушиться и похоронить, в числе прочего, российскую экономику, не имеет под собой реальных оснований.