Откуда взялся Губарев: «семейные» корни донецкого сепаратизма
Об одном из лидеров донецких сепаратистов Павле Губареве известно крайне мало. Вместе с тем, если внимательно изучить его биографию, становится понятно, что его продвижением могли заниматься люди, хорошо известные в Украине.
Павел Губарев (справа) |
Об одном из лидеров донецких сепаратистов Павле Губареве известно крайне мало. Вместе с тем, если внимательно изучить его биографию, становится понятно, что его продвижением могли заниматься люди, хорошо известные в Украине.
Публичный Губарев
«Еще три-четыре дня назад меня никто не знал. Я, в общем-то, буду скромен: я — никто. Я только выражаю истинные чаяния людей, которые на площади 1 марта собрались и сказали свое слово».
Говоря эти слова на сессии Донецкого областного совета 3 марта, самопровозглашенный «народный губернатор» Донетчины Павел Губарев не столько скромничал, сколько лукавил. И хотя спустя два с половиной месяца после появления Губарева в публичном пространстве мы по-прежнему не знаем, откуда же взялся этот 31-летний лидер сепаратистов, этот пробел стоит восполнить.
Пускай сегодня Павел Юрьевич больше не лидер и даже не символ самопровозглашенной «Донецкой Народной Республики» (среди его последних планов — намерение создать политическую партию «Новороссия»), анализ биографии Губарева очень важен для понимания истоков донбасского сепаратизма.
Официальные сведения о Губареве очень скупы: окончил исторический факультет Донецкого национального университета, потом получил еще два высших экономических образования, был собственником рекламного агентства и компании по организации праздников. В сети нашелся даже сюжет макеевского телеканала «Юнион», в котором Павел рассказывает о причинах повышения цен на вызов Деда Мороза. В ролике, впрочем, наиболее интересны не рассказы о ценообразовании, а книжная полка за спиной Губарева. «Как управлять собой», «Искусство убеждать», «48 законов власти», «Пиар “белый” и “черный”» «Откатчики», «Восьмой навык. От эффективности к величию».
Дела «семейные»
Итак, как пишет Insider, в 2005 году Губарев несколько месяцев был директором донецкого ООО «Центр комерческой безопасности», а в 2007-2009 гг. — возглавлял ООО «ПКФ Рекком». За обеими компаниями стояли одни и те же люди, кроме того, обе они остались должны «Проминвестбанку» миллионы гривен, которые занимали в 2007-2008 гг. В 2009-м банк выкупил российский государственный «Внешэкономбанк», потребовавший возвращение денег. Компании пытались судиться в финучреждением, но в итоге вынуждены были начать процедуру банкротства. Сумма долга двух компаний к тому моменту уже выросла до 24 млн. грн. Среди учредителей - Нина Бондаренко, и Роман Деушев. Последний, кстати, сейчас работает заместителем главы районной администрации центрального района Макеевки. Кроме того, он был выбран депутатом Макеевского горсовета от Партии регионов.
Впрочем, более интересный персонаж — Нина Бондаренко. Ее партнером в других компаниях и фондах выступает Вадим Бондаренко. В августе 2011-го он становится заместителем Государственной налоговой инспекции Донецкой области. В течение трех месяцев его непосредственным начальником был Александр Клименко. Через три месяца Бондаренко возглавит областную налоговую, а Клименко сначала возглавит Налоговую службу, а затем Министерство доходов и сборов, объединявшее в себе функции налоговой и таможни. Александр Клименко считался «казначеем» «семьи», следившим, чтобы нужные суммы шли в нужном направлении. Сейчас прокуратура расследует возможную причастность Клименко к финансовым преступлениям.
Через общественную организацию «Европейский выбор» Бондаренко связана с Эдуардом Бондаренко, который с мая 2012-го возглавляет «Донбассэнерго». Данная компания наиболее интересна тем, что была важным элементом схемы, по которой легализировался уголь, добытый в нелегальных шахтах — копанках. Многие СМИ связывают этот бизнес с Александром Януковичем. Кроме того, в 2006-м Вадим и Эдуард Бондаренко стали депутатами Донецкого горсовета от Блока Наталии Ветренко, а Губарев избрался депутатом Куйбышевского районного в городе Донецке совета от той же политической силы.
Таким образом, Губарев через своих бизнес-партнеров оказался связан с людьми, представлявшими в Донецкой области интересы «семьи», главным действующим лицом которой был старший сын экс-президента Януковича. Соответственно, считать одного из лидеров сепаратистов человеком, взявшимся из ниоткуда — неправильно.
Конкурирующая группировка
В единственном интервью после освобождения Павел Губарев утверждает , что самый богатый человек Украины то ли подкупал, то ли содержал многих сепаратистов.
«Начали появляться лидеры так называемого народного ополчения во всех городах. И партия власти, олигархи наши восточные, прибегли к тем же удобным для них средствам подкупа. Об угрозах, наверное, речь уже не шла, скорее подкуп и интриги, так начали работать с активистами народного ополчения. Оказалось, что две трети из активистов уже на содержании олигарха Ахметова. Очень небольшая группа лиц сохраняла верность идее, но при этом все равно брала деньги. Деньги брали все!», — сказал Губарев.
На том, чтобы Губареву дали слово на сессии Донецкого городского совета, настоял главный регионал Донецкой области Николай Левченко, которого считают близким к Ринату Ахметову. На уже упомянутой в начале обзора сессии облсовета слово сепартисту представил спикер Андрей Шишацкий, который также является креатурой олигарха. Однако, судя по обвинениям в адрес Ахметова, установить связь с «народным губернатором» у Рината Леонидовича так и не получилось.