Донецкий политолог: Не верьте, что Донецк хочет федерализации Украины
Конечно, не все участники митингов «за федерализацию» завезены из России, хоть и шагают под российскими флагами. Но большинство дончан относятся к этим сборищам негативно – об этом FaceNews узнал от Татьяны Нагорняк, доктора политических наук, доцента кафедры политологии Донецкого национального университета.
Татьяна Нагорняк |
Конечно, не все участники митингов «за федерализацию» завезены из России, хоть и шагают под российскими флагами – но большинство дончан относятся к этим сборищам негативно. Об этом FaceNews узнал от Татьяны Нагорняк, доктора политических наук, доцента кафедры политологии Донецкого национального университета.
Особенности «постимперского синдрома»
–Россия требует от Украины федерализации под предлогом «резких обострений антагонизма между различными частями страны». Насколько эти «обострения» ощущаются в Донецке?
– Ощущаются политические манипуляции в этом ключе на протяжении всего периода независимости. Ближе к выборам - активней Россия и миф о «резких обострениях антагонизма между различными частями страны». Это обычный формат «постимперского синдрома» – неспособности принять изменение границ империи и успешность стран, входивших в ее состав. В реальности, та часть жителей юго-востока, которая имеет системные профессиональные, личностные, деловые и другие отношения со Львовом и Острогом, Ужгородом и Винницей, не испытывает никакого «антагонизма». А сегодня – тем более. Регионы стремятся к культурному диалогу больше, чем государственная власть демонстрирует попытки сохранить целостность страны.
Вопрос федерализации Украины – как и вопрос второго государственного языка – стал «дежурным» для периодов нестабильности еще и потому, что представители политикума Украины всегда поднимали его, борясь за голоса в юго-восточных регионах. Но любая власть заинтересована в централизации, так что политики в своей попытке получить или удержать полномочия обещали несбыточное. Баллотируясь на второй срок, «Кучма-революционер» в 1999 году уверенно заявлял: если он победит, русский язык станет вторым государственным. С теми же обещаниями шел на выборы Янукович в 2004 году. В результате его проигрыша актуализировался вопрос федерализма: вспомните Северодонецкий съезд, положивший начало активным пророссийским движениям в Донбассе. «Русский блок», «Донецкая республика», «Русский мир»… В ответ официальный Киев начал территориально-административную реформу, которую в 2005 году талантливо провалил Роман Безсмертный, будучи вице-премьером по вопросам этой самой реформы. Этот «реверанс» в сторону Юго-Востока был нужен лишь для того, чтобы коалиция «Сила народа» получила голоса на местных выборах. В контексте местных выборов 2012 года и особенно в контексте выборов мэра Киева вопрос федерализации поднимался вновь…
– Насколько велик в Донецке и Донецкой области процент тех, кто хочет федеративного устройства?
– Независимой социологии последних двух недель, когда очевидна динамика общественного мнения по этому вопросу, не существует. Поэтому позволю себе предположить: наибольшая опасность активных действий в направлении местного референдума в области миновала. Центр Разумкова на конец декабря 2013 года сообщал, что около 80% жителей юго-восточных регионов выступают против федерализации или создания нового государственного образования на своих территориях. Когда Майдан переместился в Донецк, а Крым после референдума вошел в состав РФ, столкновение сил «русского сценария» и «Донбасс – это Украина» обострилось. Информационная война телеканалов, безразличие центральной и местной власти, мародерство в малых городах области (как неотъемлемая составляющая всех революций) дали вспышку «федерализма» в Донбассе в середине марта 2014 года.
Кто хочет обратно в СССР
– Сторонники федерализации – кто они?
– В Донбассе велик процент (от 17 до 33% в разных частях региона) людей старше 55 лет. Ситуация «военного времени» вскрыла их страхи и воспоминания. Эти люди связывают свои надежды не столько с Россией, сколько с Советским Союзом, где они были молоды и счастливы, забывая о том, что это счастье не может вернуться к ним априори. Другая категория «пророссийских» граждан – убежденные сторонники РФ, постоянно контактирующие с ее представителями. Эта категория подогревает пророссийские настроения по разным причинам: от личной идеологической установки и желания вернуть утраченные позиции в Донбассе до внешнего финансирования. Отношения к их действиям в городе сегодня преимущественно негативные. Примером тому может служить вчерашний митинг на центральных улицах Донецка. Основная масса горожан восприняла его как дестабилизирующий фактор, прежде всего на уровне социального дискомфорта (пробки, физическая небезопасность, неприятие чужой символики). Более сознательная часть жителей реагирует патриотичными акциями (билборды «Россия, спасибо, мы сами», деревья в желто-синих лентах, государственные флаги на частных фирмах, общественные движения, рост национального самосознания молодежи).
– Если сторонники федеративного устройства добьются своего, что это будет означать для Украины?
– Большинство населения плохо понимает суть понятия «федерализация». Пожалуй, для многих профессиональных политологов оно тоже размыто – сводится к балансу интересов государства и самоощущения территорий. Наиболее детализированные представления – у юристов-специалистов конституционного права: они видят симметричные и ассиметричные федерации, в которых территорально-административные единицы равны или неравны в реализации своих полномочий. Политики же часто говорят о федерализме как о способе урегулирования региональных конфликтов, примирения разных по духу территорий, решения бюджетных вопросов. Но это политический миф: на практике федерализм не выполняет таких функций и может иметь серьезные последствия для целостности страны. Даже в мирное время для Украины у этой идеи нет исторических оснований и политических перспектив, а в сегодняшних условиях попытки ее раскрутить подпадают под 110 статью УК – «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Происходит это под государственными флагами РФ и при невмешательстве местной власти. Поэтому в нашем случае «федерализм», пророссийские настроения, кремлевский сценарий деления страны по Днепру путем местного референдума и «спасения русских в Украине» - это смыслы одного порядка.
Тема «спасительной федерализации» вообще строится на мифах. В регионе еще жив миф, что «Донбасс кормит всю страну» и только ленивый, не заглянувший в украинский бюджет, например 2013 года, продолжает считать, что федерализм путем местного референдума даст Донбассу полномочия «оставлять деньги в регионе, не оплачивая западные области». Ленивых много. И много желающих этот миф распространять: проще винить в невыплате зарплаты официальный Киев или какие-то мифические области, забирающие у нас деньги, чем осознать дотационность Донбасса. Еще один миф – о том, что федерализация путем укрупнения регионов (по сценарию Сергея Гриневецкого) приведет к сокращению бюрократического аппарата и даст Донбассу экономические перспективы по типу свободной экономической зоны. Реально сократить расходы чиновников на местах способен не федерализм, а политическая реформа. Если будут ликвидированы государственные администрации - наместники президента в областях – а сам он станет главой исполнительной ветви власти, это ликвидирует «за ненужностью» Администрацию президента, сократит его влияние на ветви власти и общество, заставит громаду выбирать местную власть из тех, кому реально доверяют.
«Федеративное» счастье – что это?
– Но есть же в мире примеры успешных федераций…
– В мире есть примеры успешных стран, где общество и государство сотрудничают, а не конфликтуют – Новая Зеландия, Австралия, Дания. Это сотрудничество возникает в стране, где власть – местная и государственная – не принимает решения, а фиксирует решения сильной территориальной громады. Такая громада – это территориальное сообщество единомышленников, осознающее свою непохожесть на другой регион, знающее свои конституционные права и обязанности согласно Закону о местном самоуправлении и Статуту (города, села т.д.), понимающее ресурсы и перспективы своей территории, способное управлять регионом и представлять его в государстве. Политика такого государства строится «снизу» и государственные институты находятся на службе общества. Для этого украинскому обществу – и донецкому в частности – следует преодолеть лень и безразличие, перестать ждать власть, которая должна решать за людей и отвечать за их неудачи. Федерализм сам по себе не решает этот вопрос.
– Что должна делать центральная власть Украины, чтобы не потерять юг и восток страны?
– Разговаривать! Нравится центральной власти или нет, но если она заинтересована проводить президентские выборы в целостной стране, придется принять, что юго-восток – основной по численности украинский электорат. В глазах дончан новая власть оказалась неспособной контролировать ситуацию в стране, а старая (парламентарии от ПР и лидеры местной власти) ведет себя довольно безответственно, либо поддерживая митинги с триколорами, либо демонстрируя безразличие. То же касается крупного бизнеса в Донецке. Решительных шагов по защите своего региона он не демонстрирует. В этой ситуации государственной власти, как никогда ранее, следует разговаривать с юго-востоком не путем видеообращений, а лично. Реформа децентрализации Украины от вице-премьера Владимира Гройсмана с участием громады юго-востока – одна из тактических форм такого диалога (суть реформы, с ликвидацией госадминистраций, была изложена выше, – Ред ).
– Можно ли сейчас считать федерацией саму Россию – не по названию, а по сути?
–Де-юре, РФ, конечно же, федерация. Де-факто – с фактической однопартийностью, централизацией власти и монополией центра в экономической, финансовой и социокультурной сферах – нет.
КСТАТИ
47% россиян не в курсе, что такое федерация
Опросив 1500 жителей Российской Федерации, фонд «Общественное мнение» выяснил: значение слова «федерация» не могут объяснить 47% россиян. Еще для 14% федерация – это «объединение, союз, содружество, единство», для 13% – «объединение республик, регионов, областей», для 9% – «объединение народов, национальностей». Среди объяснений, которых придерживаются по 1% – «централизованное правление», «независимое государство», «наша Россия» и «то, что было в СССР».