Годовщина революции в Египте: празднуй или умри
Ниже приведена статья независимого египетского журналиста Моханнада Сабри, работающего в Каире. Сабри сотрудничает с такими изданиями как The Philadelphia Inquirer, The Washington Times, GlobalPost, The Miami Herald и др.
25 января 2014 года. Бронемашины, пулеметы, колючая проволока, металлодетекторы и десятки сотрудников полиции и военнослужащих окружили площадь Тахрир. Они составили только первый кордон фильтрации для желающих попасть на площадь, где 3 года тому назад 18-дневное восстание железной рукой свергло диктатора Хосни Мубарака и военную хунту, правившую страною более полвека.
Собравшиеся на Тахрире демонстранты в поддержку генерала Сиси |
Площадь Тахрир, 25 января 2014 |
На самой площади возвели огромную платформу, оснащенную массивными динамиками и системой освещения. К вечеру мерцание Тахрира в небе можно было увидеть, даже находясь далеко от Каира. В течение дня, со сцены выступали приглашенные спикеры, певцы, фольклорные ансамбли. Короче говоря, менеджмент события состоялся на высшем уровне. Очевидно, что празднование годовщины было детально подготовленным и профинансированным событием.
Десятки тысяч людей собрались на площади, неся египетские флаги и плакаты с изображениями министра обороны Египта генерала Абделя Фаттаха ас-Сиси, героя египетского прошлого Гамаля Абделя Насера и даже Мубарака Хосни. Толпа, заполонившая площадь до полуночи, стала вторым фильтрационным кордоном, призванным "защищать" Тахрир от проявлений политического плюрализма и демократии. Те, кому все-таки удалось пробраться на центральную площадь столицы, однако не с целью поддержать Фаттаха ас-Сиси аплодисментами, ловили на себе гневные, кровожадные взгляды разъяренной толпы.
Площадь Тахрир обернулась смертельно опасной ловушкой для тех, кто посмел не аплодировать нынешней власти, правящей благодаря военным. Несколько журналистов подверглись преследованиям и нападениям со стороны приверженцев режима. К полудню стало ясно, что любой оказавшийся на Тахрире иностранец расценивается как вредоносный шпион. Журналистам и фотографам - за исключением тех, кто работает на провластные местные медиа, были без какого-либо предварительного расследования предъявлены обвинения в сотрудничестве с Al Jazeera, после чего их силой удаляли за пределы площади.
В нескольких километрах от площади Тахрир, несколько десятков членов "Братьев-мусульман" решили провести акцию протеста в районе Мохандесин, там же, где представители либерального, молодежного и левого движений приняли решение провести свою, отдельную акцию. Однако в глазах центральных сил безопасности последние никак не отличались от первых.
Полицейский разгон был предпринят незамедлительно и по отношению к обеим группам протестующих. Через несколько минут, члены обеих протестов уже спасались бегством, пытаясь избежать обстрела и погони.
"Я приехал сразу после разгона и подвергся нападению со стороны сотрудников милиции, как только появился рядом с местом протеста", - вспоминает Тарек Шалаби, ведущий член движения Революционных социалистов, являющимся одним из организаторов подавленного протеста.
Шалаби - один из немногих видных молодежных активистов, которые сыграли важную роль в протестах 25 января 2011 года и до сих пор продолжают организовывать оппозиционные протесты против временного Высшего совета вооруженных сил (SCAF), который правил страной в период между свержением Мубарака и приходом к власти Мурси, выходца из "Братьев-мусульман". Однако на этом деятельность Шалаби не закончилась - Революционные социалисты продолжали оппозиционную деятельность вплоть до свержения Мурси 3 июля 2013.
В третью годовщину революции он, как и многие другие организаторы переворота 2011 года, был вынужден скрываться от полиции и агрессивно настроенной толпы.
Вскоре после разгона демонстраций события в центре столицы начали разворачиваться уже по хорошо известному сценарию времен Мубарака Хосни. Провластные демонстранты собрались под каирским Пресс-синдикатом, - местом, засвидетельствовавшим некогда зверское нападение силовиков Мубарака на мирных протестующих.
"Я знал, что полицейские и толпа атакуют нас именно здесь, это может случиться в любой момент" - вспоминает Шалаби. Через несколько минут после прибытия активиста под Пресс-синдикат, орудия бронетехники развернулись в сторону преследуемых и открыли беспорядочный огонь. "Тогда все побежали быстрее, чем когда-либо - мы спасали свои жизни" - признается Шалаби.
Раненный силами безопасности протестующий в каирском районе Мохандесин, 25 января 2014 года. Фото AFP. |
А между тем, десятки демонстрантов были задержаны в южном районе Каира Маади. В двух северных районах, Матарейя и Альф Маскан, вспыхнули смертельные противостояния между про-мурсистски настроенными протестующими и полицией.
Сам Шалаби, вместе со своим другом, оказался в затруднительном положении в нескольких кварталах от площади Тахрир: "Полиция и демонстранты продолжали преследование, так что перед нами оказался трудный выбор - быть задержанными или избитыми демонстрантами".
"Наконец, мне бросился в глаза лежащий близ тротуара плакат с изображением Фаттаха ас-Сиси. Я подобрал его, чтобы мы с другом смогли слиться с толпой, когда та нас настигнет".
Вдруг неизвестный подскочил к активистам и стал задавать вопросы с целью убедиться, что те ни из "Братьев", ни из "Движения 6 апреля".
"По иронии судьбы, плакат Сиси спас нас; настигнувший нас человек же был одним из многих, кто продолжали охоту на разогнанных демонстрантов. "Если бы нам не повезло, пришлось бы притворяться симпатиками режима, и тогда мы с огромной вероятностью пали бы жертвами чьего-либо подозрения."
К концу ночи, сообщения о количестве погибших колебались между 10 и 29 людьми, а утром 26 января, число заявленных жертв превысило 50 убитых демонстрантов по всей стране, причем еще около 300 получили ранения разной степени - в том числе журналисты и фотографы. Более 1000 человек были задержаны.
Большинство смертей произошло в зоне двух протестов "Братьев-мусульман" на севере Каира, где кровавые столкновения продолжались в течение часа. О смерти еще трех человек было сообщено, что они погибли во время разгона протеста в центре города.
Местные газеты, ссылаясь на Центральный морг, сообщили, что большинство смертей были вызваны стрельбой боевыми патронами.
"Сравнивая количество летальных случаев между нашим протестом и демонстрацией "Братьев-мусульман", я прихожу к мысли, что полиция предупреждает нас: мы будем убиты, если дерзнем противостоять им в дальнейшем."
Шалаби уверен, что за последние годы силовые структуры Египта, уверенные в своей безнаказанности, превратились в максимально репрессивный аппарат, запугавший население страны. Люди, не сомневаясь в перспективе кровавых гонений на оппозицию, на самом деле присоединяются к полиции скорее из страха за свои собственные жизни.
"25 января 2014 года. Празднуй или умри" - опубликованная Революционными социалистами фотография, запечатлевшая жестокость противостояния на улицах Каира. |
Перевел Галабурда Егор.