Как составить ТЗ для фрилансера
Техническое задание — главная «инструкция» для фрилансера. Именно с постановки ТЗ начинается работа над любым проектом, а от правильности его составления зависит качество готового продукта. Как составляется техническое задание и в чем его ценность для исполнителя, сейчас расскажем.
Зачем фрилансеру ТЗ
Если офисная команда не справляется с объемом задач, поискать помощников можно на бирже фрилансеров. Удаленные исполнители ничем не хуже персонала, сидящего в офисе. Например, на https://freelance.ua/, ориентируясь на портфолио готовых работ и отзывы, можно быстро найти квалифицированного внештатного сотрудника.
Опытный фрилансер перед заключением договора запрашивает у заказчика подробное техническое задание, которое определяет фронт работы, дедлайны и процедуру оплаты. Подготовить ТЗ заказчик может самостоятельно или доверить это дело исполнителю с последующим согласованием перед стартом работ.
В ТЗ прописываются все нюансы выполнения проекта, что в свою очередь экономит время на уточнении рабочих вопросов по телефону или в мессенджерах. Если продукт выполнен в срок по четко прописанному и согласованному плану, исполнителю не придется переделывать готовую работу, или клиент будет обязан оплатить дополнительно все то, что захочет изменить. В случае возникновения разногласий между фрилансером и заказчиком, третья сторона (фриланс биржа) решает конфликт, руководствуясь ТЗ. Отсутствие технического задания не гарантирует, что вопрос разрешится в пользу исполнителя.
Как составить ТЗ
Техническое задание — четкое понимание того, что заказчик хочет видеть в готовом проекте, то есть подробное описание поставленной фрилансеру задачи, включающее следующие моменты:
- постановку главной задачи проекта;
- определение цели;
- выдвижение требований и пожеланий;
- определение сроков и способов выполнения заказа;
- предоставление материалов, которые необходимо использовать при выполнении проекта;
- описание процесса проверки и принятия работы.
Толковому фрилансеру важно удостовериться, что обе стороны правильно понимают цели, задачи, действия и ожидаемый результат. Чем больше деталей заказа будет оговорено перед началом работы, тем четче фрилансер будет иметь представление о том, что от него ожидает заказчик. Нелишним будут примеры готовых работ, на которые может ориентироваться исполнитель при выполнении задачи.
Для небольшого проекта или копирайтинга заказчику достаточно в начале работы заполнить бриф от исполнителя. Составленный в свободной форме опросник, как правило, включает не более 20–30 вопросов о целях и назначении продукта, целевой аудитории, главных конкурентах, уникальном предложении или нюансах, которые нужно учитывать в работе и т. д.
Советы фрилансеру
- Попросите заказчика подробно описать, каким он видит готовый продукт, чтобы после сдачи проекта не возникло разногласий по этому поводу.
- Не стесняйтесь уточнять все спорные и непонятные моменты ТЗ, а при составлении брифа просите предоставить референсы, исходники и прочие материалы, на которые можно ориентироваться.
- В работе с текстами важно определить стиль подачи материала, знать площадку, где разместится контент, и основную читательскую аудиторию.
- Устанавливайте сроки сдачи проекта «с запасом», чтобы была возможность без спешки внести внезапные правки.
- На стадии составления ТЗ оговаривайте с заказчиком четкую ответственность обеих сторон, количество бесплатных правок и возможный сдвиг сроков по вине клиента. Также в техническом задании должен быть указан человек, кто оплатит сделанную работу.
Ответственный подход к работе — гарантия качественного результата. Желаем удачи!