Впервые в Киеве новый украинско-иранский художник выставил Ню и портреты (фото)
Фотографические отображения красоты разных тел, миниатюры-портреты и целостный зал впервые выставляющегося в Украине иранского художника. Коллективная выставка тонких и ненавязчивых художественных работ доступна публике в галерее Art:Ego на улице Саксаганского со 2 по 14 апреля. В интервью FaceNews открытие для украинской художественной среды Афшин Табеи рассказал, как совместить восточное и западное современное искусство и чем похожи арт-рынки Украины и Ирана.
В Art:Ego сейчас выставлены романтичные портреты одесситки Ольги Гладушевской, черно-белые ню-фотографии Лизы Коваль — опять-таки, приехавшие из Одессы, а также живопись разных жанров киевского артиста иранского происхождения Афшина Табеи. Тема телесности в искусстве органично объединила все три зала экспозиции под общим названием «Материя тела».
Афшин Табеи и его картина "Время уходить" |
На выставке у Вас — отдельный зал, где картины разных стилей удачно сочетаются благодаря двум цветовым гаммам, расходящимся от двух реалистичных изображений по абстрактным и импрессионистическим. А какой стиль ваш любимый?
Очень люблю рисовать абстракцию. Я могу показать свои чувства с помощью форм, цветов. Мой отец — художник. С детства, пока я рос, я все время чувствовал запах краски, я видел эти краски. Я привык к разнообразию цветов с детства. Я люблю показывать полноту вещей в своих картинах, а не детали. За это, собственно, я люблю процесс рисования в принципе.
Мои картины зависят от моего настроения. Мне не нравится ограничивать свой стиль. Иногда мне действительно нравится рисовать абстракции, иногда — что-то другое, мне не нравится ставить себя в рамки одного стиля.
«Насталик — персидское искусство вписывания текста поэзий в очень красивые формы. Я совместил его с абстракцией»
Есть ли единое название у серии ваших картин в галерее, или это было кураторское решение расположить их все вместе непосредственно для этой выставки?
Я хотел сделать индивидуальную выставку изначально. Но тут от галереи поступило предложение: поучаствовать в коллективной выставке портретов и фотографий женских тел. Чтобы вписаться в концепцию, нужно было предоставить Ню или портреты. Одна соответствующая работа у меня была, другую нарисовал специально для выставки, но остальные-то мои картины — абстрактные, некоторые — импрессионизм. Я сказал галерее, что я хочу выставить разные работы, не только оголенную натуру, и они согласились. Но название у нас единое для всей экспозиции.
"Спокойствие" и "Скрытое". Автор - Афшин Табеи |
Какая работа из серии, выставленной в галерее сейчас, была самой первой?
«Скрытое». Это абстракция с текстами моих поэзий. Я обычно стараюсь сделать что-то новое — это и есть мой стиль. Поэтому остальные не исходили из этой. Еще две картины на выставке — тоже персидская калиграфия с абстракцией. Это смесь восточного и западного искусства. В Иране у нас есть искусство, которое называется насталик. Это искусство вписывания текста поэзий в очень красивые формы. Я совместил эту форму с абстракцией в тех трех картинах. Это мой особый стиль. Другие картины — это импрессионизм и Ню.
Кто ваш любимый художник? На какие выставки ходите?
Хожу обычно тоже на абстракцию. Любимый художник? Сложный вопрос. Когда я был подростком, я очень любил Джексона Поллока. Я начал рисовать, как он. Action painting («живопись действия» - художественная техника, применявшаяся представителями абстрактного экспрессионизма. - FaceNews) — это была первая техника, которая мне действительно понравилась.
Джексон Поллок за работой |
Картина Поллока "№5, 1948" считается некоторыми искусствоведами самой дорогой картиной из когда-либо проданных. Согласно сообщению The New York Times от 2 ноября 2006 года, Дэвид Геффен продал ее Дэвиду Мартинесу за 140 миллионов долларов. Юридическая компания Шервин и Стерлинг позже опровергала факт сделки от имени Мартинеса, однако известно, что последний действительно является активным коллекционером подобных работ |
«Цензура в Иране связана с диктатурой, а не с исламом»
Как люди в Иране относились к такому искусству? Делали ли вы выставки тогда? Какова была реакция?
В те времена — да, я делал выставку, небольшую. Еще подростком выставил свои поэзии и «картины действия» в Иране. Люди там знают Поллока, потому что его работы выставлены в музее в Тегеране, оставшемся от шаха. Жена шаха очень любила картины, и она покупала много произведений известных мастеров. В том музее выставлена ее коллекция, в том числе, и несколько работ Поллока. Но люди в Иране не очень-то осведомлены в вопросах современного искусства. К примеру, люди более знакомы с экспрессионизмом, реализмом — такими стилями.
Какова была реакция на ваши работы тогда?
Это было новым для посетителей. Мне приходилось каждому объяснять, что это. Но никакой агрессии, нет.
Иран официально — исламская республика. Есть ли какие-то запреты на изображения в связи с этим? Можно ли рисовать людей вообще?
Запреты на изображение людей? Почему они должны там быть? Нет, портреты рисовать можно. Конечно, Ню выставлять запрещено, но портреты — никто не против этого. Но государство, правительство — они в какой-то степени против искусства в принципе. Режиссеры, художники — они обычно работают под контролем правительства. Цензура — ужасная вещь. Она не связана с исламом. Просто если властям что-то не нравится — они тебе не дают показывать этого, или публиковать этого. Это диктатура. Но сейчас многие художники пробуют разные художественные стили.
«80% современных художников стараются копировать»
У вас есть возможность сравнить иранскую художественную среду с нашей, киевской. Поделитесь наблюдениями? Что у нас разного, что — общего?
Что общее, так это то, что 80% современных художников стараются копировать. Работать в таком же стиле или даже рисовать такие же картины, как известные западные мастера. Я имею в виду, современные и постмодерные художники. Их копируют, но очень редко можно встретить творцов, у которых действительно есть свой собственный стиль.
Почему так получается, как Вы считаете?
Наверное, недостаток творческих способностей. И потом, сейчас есть очень много художников, и им может быть тяжело из-за этого найти свой особый стиль.
Каковы ваши творческие планы?
Я бы очень хотел развить ту форму, которую Вы видели на выставке. Когда смешивается восточная и западная традиции. Я бы действительно хотел совместить свою поэзию с абстракцией. Сейчас я развиваюсь в этом направлении, и собираюсь сделать выставку именно таких работ.
Афшин Табеи родился в 1976 году в городе Керманшах на западе Ирана в семье художника. Художник-самоучка. Участвовал в ряде коллективных и индивидуальных выставок в Керманшахе с 1995 по 2008 год в галереях «Сетар», «Мина», «Авини» и других.