Ученые во главе с ESRF (Гренобль, Франция) и Копенгагенским университетом (Дания), выяснили состав красных и черных чернил в древнеегипетских папирусах примерно 100-200 гг. нашей эры, что привело к ряду гипотез о письменных методах того периода, передает FaceNews.ua.
Анализ, основанный на синхротронных методах, показывает, что свинец, вероятно, использовался как сушилка, а не как пигмент, подобно тому, как он использовался в Европе 15-го века во время развития масляной живописи.
В Древнем Египте египтяне использовали черные чернила для написания основной части текста, а красные чернила часто применяли для выделения заголовков, инструкций или ключевых слов. В течение последнего десятилетия было проведено множество научных исследований, чтобы объяснить изобретение и историю чернил в Древнем Египте и в средиземноморских культурах, например, в Древней Греции и Риме.
Ученые использовали мощные рентгеновские лучи для изучения красных и черных чернил на папирусах из библиотеки храма Тебтунис - единственной крупномасштабной институциональной библиотеки, сохранившейся со времен Древнего Египта. Образцы, изучаемые в рамках этого исследовательского проекта, являются исключительными не только потому, что они взяты из знаменитой храмовой библиотеки Тебтуниса, но и потому, что анализ включает в себя до 12 фрагментов древнеегипетских папирусов, причем на всех из них имеются красные и черные чернила.
В результате исследования молекулярного и структурного состава красок, ученые обнаружили, что свинец связан с различными элементами: сложной смесью фосфатов свинца, сульфатов калия и свинца, карбоксилатов свинца и хлоридов свинца и пришли к выводу, что свинец был добавлен в чернильную смесь не как краситель, а как сушилка и закрепитель для чернил, чтобы они оставались на папирусе. Исследователи пришли к такому выводу потому, что они не обнаружили никакого другого типа свинца который должен присутствовать, если свинец использовался в качестве пигмента. «Тот факт, что свинец был добавлен не в качестве пигмента, а в качестве сушилки, предполагает, что чернила имели довольно сложный рецепт и не могли быть изготовлены кем-либо», - отмечают исследователи.
Удивительным фактом является также то, что рецепт чернил может быть связан с методами рисования, разработанными много веков спустя в эпоху Возрождения. Так, в XV веке, когда художники заново открыли для себя масляную живопись в Европе, их задача заключалась, среди прочего, в том, чтобы высушить масло за разумное время и для этого как раз и использовали некоторые соединения свинца.
Читайте также: Ученые раскрыли тайну древней могилы «шестиглавого вождя»