Филиал «Центр обеспечения производства» АО «Украинская железная дорога» 13-го февраля объявила тендер на закупку клемм раздельного рельсового скрепления железнодорожного пути с ожидаемой стоимостью 22,54 млн гривен, об этом сообщается в системе «Прозорро».
Документы на участие в аукционе подали три компании - ООО «Днипрозализничпостачання», АО «Днепровский стрелочный завод» и ЗАО "Запорожский завод железобетонных шпал». За более чем 22 миллионов гривен Укрзализныця планирует закупить 575 тонн клемм рельсового скрепления.
Технические требования, которые прописала Укрзализныця в тендерной документации, подходят под товар только одного производителя - «Днепровского стрелочного завода». В частности, заказчик вместо чертежа клеммы по государственному ГОСТу, который является обязательным к исполнению, предоставил в тендерную документацию чертежи по техническим условиям «Днепровского стрелочного завода».
Клемму раздельного рельсового скрепления железнодорожного пути ПК ГОСТ 22343-90 изготавливают из клеммной штабы отечественные предприятия и производства стран Европы и стран пост-СНГ, а вот клемму по чертежу, которое предоставил в тендерных требованиях заказчик, производит только одно предприятие - «Днепровский стрелочный завод» . Между чертежам по утвержденному государственному стандарту и чертежам по техническим условиям одного предприятия более 10 различий, влияющих на качественные и технические характеристики железнодорожной клеммы.
Чертежи клеммы раздельного рельсового скрепления ПК65 ГОСТ 22343-90 и чертежи клеммы по техническим условиям ОАО «Днепропетровский стрелочный завод»
Укрзализныця указала, что участник вправе поставить эквивалент товара, который она указала в тендерной документации. Но кроме «Днепропетровского стрелочного завода» клеммы ПКЛ никто не производит. А то, что клемма ПК по ГОСТу 22343-90 и клемма ПКЛ по техническим условиям «Днепропетровского стрелочного завода" не являются эквивалентными по механическим и химическим свойствам ранее постановил Антимонопольный комитет Украины.
«Днепровский стрелочный завод» обжаловал решение АМКУ в Окружном административном суде. Но суд в июле 2019 постановил, что решение АМКУ было правильное, а истец не предоставил надлежащих доказательств тому, что их клеммы является эквивалентом клемм ПК по ГОСТу 22343-90. Решение суда первой инстанции поддержал и Шестой апелляционный административный суд.
Кроме того, что Укрзализныця прописала тендерную заточку только под одного производителя, она еще и исключила из тендерных требований одну из важнейших технических характеристик - показатель эластичности стали. Этот показатель измеряется испытанием на растяжение круглых образцов пятикратной длины диаметром 10 мм. Метод утвержден государственным и межгосударственным стандартам, и именно он должен показать соответствие товаров нужным механическим свойствам.
Согласно ГОСТУ 22343-90 клеммы рельсового скрепления изготавливаются из полос прокатной стали, а ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» производит клеммы путем литья из стали марки 20Л, 25Л.Ю ЗОЛ, 35Л, 40Л. В производстве такая клемма подешевле, но не соответствует качественным и техническим характеристикам, которые нужны для клемм рельсового скрепления. Именно из несоответствия технических характеристик клемма литая ПКЛ фигурирует в уголовном производстве № 42018000000002785 от 08.11.2018.
Согласно экспертного заключения Государственного предприятия «Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения», в отличие от клемм, которые изготавливают по технологии прокатной стали, литые клеммы имеют другую марку стали (20Л, 52л, 30Л по ГОСТ 977, в то время, как в ГОСТе - Ст4кп, Ст4сп, Ст4пс по ГОСТ 380), другой гарантийный срок эксплуатации (пять лет от вложения в копию, в то время, как согласно ГОСТ 22343-90 не менее пяти лет со дня заключения в пути без ограничений ), гарантийный срок хранения (один год со дня изготовления, в то время, как зг адной ГОСТ 22343-90 - не ограничено).
Также в Укрзализныце позволили не контролировать качество клемм Днепропетровского стрелочного завода с помощью метода растяжение образцов, как это предусмотрено в ГОСТ 22343-90. Эти клеммы позволили испытать только с помощью вертикального статической нагрузки. Хотя сам принцип действия клемм предусматривает динамические поперечные нагрузки.
Обжаловать такие дискриминационные требования пыталось ООО «Завод Укрзализничбуд», но АМКУ оставил жалобу без рассмотрения в связи с нарушениями сроков ее подачи.
Лишь после обжалования закупки «Днепропетровский стрелочный завод» 24 марта обратился в Днепровский органа сертификации с просьбой провести испытания и сертификацию клеммы катаной ПК.
Напомним, филиал «Центр обеспечения производства» АО «Украинская железная дорога» ранее уже выписывала под ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» восемь тендеров общей ожидаемой стоимостью 54,81 млн грн, но аукционы так и не состоялись.
Все три компании, которые соревнуются на этих торгах «Днепропетровский стрелочный завод», ООО «Днипрозализничпостачання» и ЗАО «Запорожский завод железобетонных шпал» - связаны между собой.
Производитель «Днепропетровский стрелочный завод» ( «ДнСЗ») принадлежит кипрской «Джонен Кэпитал Лимитед» ( «Jonen Capital Limited», 20%), Загиду, Руслану и Эльвире Красновым (20%), Сергею и Ирине Тараненко (19%), Виктории Корбан (18%), Светлане Елисеевой (7%), Валерию Крячко (7%). Виктории Корбан из Израиля - это сестра Геннадия Корбана, экс-заместителя председателя Днепропетровской ОГА при Игорю Коломойскому.
Владельцем крупных пакетов акций ЗАО «Запорожский завод железобетонных шпал» тоже является Загид, Руслан и Артем Краснов (26%), Ирина и Сергей Тараненко (19%), Валерий Крячко (7%), Светлана Елисеева (7%) и 2 кипрские компании - Джонен кэпитал лимитед (20%) и Даринор Интерпрайзес лимитед (20%).
ООО «Днипрозализничпостачання» принадлежит днепровцам Дмитрию Абрамову и Владимиру Реве. Согласно представленной Загидом Красновым декларации его жена - Эльвира, получила от фирмы 13290 гривен дохода за отчуждение ценных бумаг / корпоративных прав. Эта фирма является давним спарринг-партнером «Днепропетровского стрелочного завода» и выходит вместе на торги более 5 лет.
Читайте также: СБУ подозревает "Укрзализныцю" в переплате 80 млн гривен путем завышения стоимости закупок