Ученые обнаружили интересную деталь в египетских барельефах (фото)
Ученые нашли в египетских барельефах средневековую краску, передает FaceNews.ua. Как пигмент, использовавшийся Вермеером в 1600-х, мог оказаться на египетских рисунках 6 века до нашей эры?
Египетский фараон Априй был не таким уж популярным. По словам Геродота, Априю пришлось отдать свой пост человеку, который намеренно опозорил его на всю страну. А потом его задушили его же подданные. Но зато у него был потрясающий дворец.
Построенный в северной части древнеегипетского города Мемфис, дворец Априя поражал своим размером: 160 метров на 108 метров. Фараон въезжал в свои владения через гигантские врата, украшенные барельефами из известняка. На одном из барельефов был изображен сам фараон под заполненным звездами синим небом. Остальные сюжеты затерялись в веках.
Краски тоже давно потеряли свою насыщенность, превратившись в различные оттенки коричневого и бежевого. Но когда-то это был яркий зеленый, мягкий белый и легендарный египетский синий. И, как оказалось, желтый.
Международная команда археологов проанализировала образцы краски с ворот и обнаружила два неожиданно современных желтых пигмента, которые еще не встречались в искусстве Древнего Египта.
Дворец Априя был выбран не случайно. Он был построен после долгого периода изоляции Египта, в тот период, когда страна открыла сообщением со Средиземноморьем и построила торговую колонию в дельте Нила.
Каждый образец ученые прогнали через серию неразрушающих тестов. В основном все пигменты были обычны для Египта того времени: белый из гипса, зеленый из атакамита, красный из гематита, египетский синий из меди. А вот желтый вызвал вопросы.
Большинство желтых пигментов в Древнем Египте состояли из желтой охры — смеси глины и оксида железа.
Охру использовали даже наши предки и родственники по эволюционному древу. Самое раннее задокументированное использование этого пигмента датируется 283 000 годами до нашей эры. Это рисунки Homo erectus в раскопе GnJh-03 в Кении.
Другие варианты желтого содержали в себе смертельно ядовитый аурипигмент, который блестел как золото, и сульфаты железа, которые давали оттенок лимона.
Ученые ожидали, в желтом листе лотоса на фрагменте C они найдут смесь аурипигмента и охры (чистый аурипигмент использовали только для саркофагов). Но анализ выявил наличие мышьяка, свинца и сурьмы, что говорило о присутствии других компонентов на основе свинца — в частности, свинцово-оловянного и свинцово-сурьмяного желтого. Также на фрагментах нашли тонкий слой воска. По предположению авторов, он помогал “имитировать “ золото.
Но самое главное, что эти свинцовые желтые значительно опережали свое время. Ранее их находили лишь в картинах Средних веков: свинцово-оловянный появляется в XIV веке, свинцово-сурьмяный — в начале XVI века.
К примеру, свинцово-оловянный отчетливо видно на знаменитом полотне “Молочница” (1658–1660 гг) нидерландского живописца Яна Вермеера.
Теперь есть все причины полагать, что впервые эти пигменты появились в Египте, а европейцы “переизобрели” их в Средневековье.
Читайте также: Ученые обнаружили таинственный саркофаг времен Христа с неизвестной женщиной (фото)