Если мир станет теплее на два градуса Цельсия, мы обречены. Чтобы предотвратить это, ООН подписала Парижское соглашение, международный договор, согласно которому подписанты будут пытаться поддерживать среднюю мировую температуру «на 2°C ниже доиндустриального уровня», - передает FaceNews.ua.
Доиндустриальный уровень был, когда фабрики еще не начали отравлять своими газами чистое небо.
Все началось в 1975 году, когда экономист Уильям Нордхаус увидел в потеплении планеты угрозу мировой экономике. Он спросил у своих коллег из Международного института прикладного системного анализа: можем ли мы контролировать углекислый газ? Нордхаус пришел к выводу, что увеличение среднемировой температуры на 2 градуса Цельсия (причиной которого станут техногенные выбросы двуокиси углерода в воздух) изменит наш климат так, как не бывало до этого на протяжении нескольких сотен тысяч лет.
Откуда экономист взял эти 2 градуса? Нордхаус обратился к науке. Поскольку он знал, что углекислый газ согревает планету, Нордхаус подсчитал, что произойдет, если концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится — что выльется в глобальном увеличении на 2 градуса. Он также предсказал, что по нынешним темпам мы движемся в «зону опасности» за пределами 2 градусов и окажемся там в 2030 году.
На протяжении следующих 20 лет ученые предупреждали об опасностях увеличения температур, связанного с выбросами парниковых газов. В 1992 году была создана Рамочная конвенция ООН об изменении климата, направленная на прекращение опасного вмешательства человека в климат, но не ограничивающая объем выбросов или повышение глобальной температуры. Потребовалось еще четыре года, чтобы 2 градуса укоренились в общественном сознании и дошли до министров экологии Евросоюза. В конце концов ООН ратифицировала двухградусный предел в Парижском соглашении… в 2016 году. Спустя более чем сорок лет после того, как о нем впервые заговорил Нордхаус.
Казалось бы, что такое два градуса? Мы ежедневно испытываем колебания температур и посильнее. Однако изменение климата и глобальное потепление — это долгосрочные тенденции.
В течение 20 века средняя глобальная температура была около 14 градусов плюс-минус несколько десятых градуса. С 1880 года земной шар нагрелся почти на целый градус, но более двух третей этого роста произошло после 1975 года, когда Нордхаус написал свою статью. Каждый год в 21 веке входил в двадцатку самых теплых лет.
Последний раз, когда Земля была настолько же теплой, как сейчас, был 11 000 лет назад. Океаны покрывают 70% поверхности нашей планеты, и на нагрев такого количества воды требуется много энергии, не говоря уж про воздух и сушу. Поэтому увеличение средней глобальной температуры на 2 градуса означает, что местами рост температуры превышал эти 2 градуса.
Мы уже ощущаем последствия своих действий — поэтому погода кажется более странной, чем была раньше. Ураган Харви накрыл Хьюстон в 2017 году, и его беспрецедентный ливень случился в 10 раз вероятнее из-за вмешательства человека в естественный ход климата. Засуха и тепловые волны также усилились, в отдельных регионах уменьшилось количество осадков и стали активными лесные пожары.
Если мы согреемся на 2 градуса, мир будет намного суше, что скажется на экономике, сельском хозяйстве, инфраструктуре и погодных условиях. Повышение температуры может навредить экосистемам и видам, которые не смогут адаптироваться, в том числе коралловым рифам и жителям арктических зон. Низкие прибрежные районы и небольшие острова по всему миру рискуют исчезнуть по мере увеличения уровня моря, связанного с таянием арктических льдов и ледникового щита Гренландии. 2 градуса Цельсия могут определить существование целых народов.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата — организация, которая консультирует правительства о причинах и последствиях изменения климата, теперь изучает, каким будет мир, если средняя температура повысится на три, четыре градуса или даже выше. Такое может привести к исчезновению целых видов и огромным рискам для глобальной и региональной продовольственной безопасности. Люди не смогут жить и работать в некоторых районах мира.
Смогут ли крупные страны, в особенности Китай и Индия, ограничить выбросы углекислого газа, чтобы наша планета осталась ниже отметки в 2 градуса? Вряд ли. Исследования показывают, что мы с 95-процентным шансом станем теплее на 2 градуса к 2100 году, и отрицательные последствия изменения климата будут очень мрачными. У нас есть возможность снизить наши выбросы и удержать наихудшее возможное потепление. Но время истекает.