В Беларуси снижается порог наказания за незаконный оборот наркотиков по статье 328. Закон "Об изменении Уголовного кодекса Беларуси" 23 июля подписал президент Александр Лукашенко.
Теперь срок лишения свободы установлен:
по части 2 (незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт) – от 3 до 8 лет, по части 3 (действия, предусмотренные ч. 2, совершенные группой лиц либо лицом, ранее совершившим преступления) – от 6 до 15 лет.
До принятия закона нижний порог наказания был от 5 и от 8 лет соответственно.
После того, как изменения в Уголовный кодекс вступят в силу, на свободу могут выйти около 800 заключенных.
Статья 328 "Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов" – одна из самых жестких в белорусском законодательстве. В период с 2014 года под действие этой статьи за якобы распространение наркотиков попадали в основном люди в возрасте от 16 до 30 лет. Тогда Беларусь наводнили дешевые синтетические наркотики, известные как "спайсы" и "смеси", и в стране решили бороться с ними большими тюремными сроками.
Критики властей убеждены, что наказания для осужденных по 328-й статье непропорциональны тяжести совершенных проступков.
При этом различия между легкими и тяжелыми наркотиками белорусский уголовный кодекс не предусматривает. Продолжительные сроки заключения можно получить не только за переданный из рук в руки "косяк" или количество марихуаны, измеряемое в сотнях тысячных грамма (в стране ответственность за хранение марихуаны, например, не зависит от веса вещества), но даже за сложно доказуемый "умысел к сбыту".
В 2014 году в Беларуси возникло движение "Матери 328", в него вошли родные молодых людей, осужденных по 328-й статье на большие сроки. Они неоднократно пытались добиться изменения законодательства и требовали пересмотреть несправедливые приговоры, а также части 3 и 4 статьи 328-й, которые, по их мнению, интерпретируются судьями неверно: часть 4 предназначалась для создателей наркомагазинов и нарколабораторий, но вместо этого по 15-17 лет получают закладчики.
Матери дважды объявляли голодовку, поскольку никакой реакции властей на их протесты не было.
В июне белорусские парламентарии приняли во втором чтении поправки в статью 328 Уголовного кодекса, которая определяет наказание за распространение наркотиков, и уменьшила минимальный срок лишения свободы по этой статье на 2 года. Но матери заключенных говорили, что этого недостаточно.
В июле с представителями материнского движения встретилась помощница белорусского президента Наталья Кочанова. Она попросила женщин прекратить протест, пообещала разобраться и ответить через месяц.