Процесс расширения озоновой дыры замедлился, сейчас ее размеры и «глубина» становятся меньше. По результатам совместных исследований украинских и австралийских ученых озоновая дыра как явление должна исчезнуть к 2050–2070 годам.
Об этом говорится в интервью заведующего лаборатории физики космоса физического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, старшего научного сотрудника Национального антарктического научного центра Геннадия Милиневского.
Физик пояснил, как образуется озоновый слой. Милиневский говорит, что ультрафиолетовые лучи Солнца производят диссоциацию молекул кислорода, отдельные атомы кислорода объединяются с молекулами кислорода и получаются молекулы озона, состоящего из трех атомов кислорода.
Поскольку в зимнее время в Антарктике температура в стратосфере сильно падает до -70 — 80 градусов Цельсия, образуются так называемые полярные стратосферные облака с замерзшими окислами азота и водой, и на частицах этих облаков собирается хлор.
Появился хлор в большом количестве из-за производства фреона (есть в наших холодильниках). Фреон у поверхности Земли, добавляет ученый, устойчивый нейтральный газ, но тем не менее он диффундирует в атмосферу, попадает в стратосферу, где уже больше ультрафиолета, который его разбивает и освобождает свободный атом хлора.
В свою очередь один атом убивает тысячу молекул озона (реакция — O3 + Cl → ClO + O2). А когда ClO свободно разрушается, опять появляется свободный атом хлора, который снова взаимодействует с озоном и приводит к его разрушению.
Отметим, согласно Монреальскому протоколу, был установлен запрет на выброс фреонов и переход на другие газы. Однако выброшенный хлор живет в атмосфере 50–70 лет. Сейчас мы наблюдаем, что его стало меньше. Сейчас количество выбросов хлора уменьшилось, это привело к тому, что если раньше озоновая дыра расширялась и «углублялась», то сейчас этот процесс замедлился.
Интересно, что озоновая дыра предотвращает потепление климата в центральной и восточной части Антарктиды, она привела к тому, что создается устойчивое ограждение внутренней Антарктиды от теплых масс воздуха.