Павел Дуров подал заявление о прекращении деятельности компании, внесенной в реестр Роскомнадзора и использовавшейся ранее как основное юридическое лицо для мессенджера Telegram. Однако эксперты не связывают данное решение с деятельностью компании в России.
Компания Telegram Messenger LLP была учреждена 21 февраля 2014-го года компаниями Dogged Labs Ltd и Telegraph Inc, однако, в мае 2018-го года вместо Dogged Labs совладельцем компании стала Telegram Messenger Inc. Павел Дуров не раскрывает юридическую структуру своей группы, однако ранее он указывал Telegram Messenger LLP как основное юридическое лицо своего мессенджера.
Заявление о ликвидации Telegram Messenger LLP, включенной в 2017-ом году в российский реестр организаторов распространения информации в интернете (ОРИ), было внесено в британский государственный реестр на прошлой неделе. Сам Дуров отказывается комментировать подобное решение, однако, руководитель правозащитной группы «Агора», которая защищает Telegram в России, Павел Чиков, заявил, что действия Дурова «не являются частью дела», которым занимается «Агора» в интересах Telegram.
Существует несколько вероятных причин для прекращения деятельности компании. Например, согласно финансовой отчетности в 2016-ом году, Telegram Messenger LLP понесла операционный убыток в размере 1,491 млн фунтов стерлингов (1,903 млн долларов США), административные расходы — 127 тысяч фунтов стерлингов (162,129 тысяч долларов США) (по последним доступным данным).
По мнению экспертов, ликвидация юрлица, фигурирующего в иске Роскомнадзора, не повлияет на положение мессенджера в России. Управляющий партнер компании «УК «Право и Бизнес», Александр Пахомов, утверждает, что скорее всего, речь идет о кардинальных изменениях структуры бизнеса Дурова, который, помимо мессенджера, включает в себя целый ряд как связанных, так и не связанных с ним проектов, например, блокчейн-платформу TON:
«Если верить информации, предоставляемой самой компанией, у сервиса не менее 200 млн пользователей во всем мире, а в России на момент блокировки — всего 3,7 млн. С учетом того что противостояние с Роскомнадзором и переход на «нелегальное положение» не делают отечественный рынок хоть сколько-нибудь привлекательным для компании, ликвидировать ее с целью создания нового чистого юрлица не имеет никакого практического смысла»
Старший юрист юридической фирмы GMT Legal Станислав Соколовский связывает ликвидацию Telegram Messenger LLP с вероятной реструктуризацией группы компаний. Он пояснил, что компания была учреждена юридическими лицами Британских Виргинских островов (БВО) и Белиза, а изменения в законодательстве БВО, вступившие в силу 2 января 2019-го года, вынуждают многие крупные компании в данный момент реструктурировать деятельность.