В западном регионе Китая, Синьцзяне, созданы лагеря для мусульманских уйгуров. Власти Синьцзяня говорят, что лагеря призваны бороться с экстремизмом через «идеологическую трансформацию».
Правозащитники заявляют, что задержанные вынуждены присягать на верность президенту Си Цзиньпину, критиковать или отказываться от своей веры. В августе Китай опроверг утверждения о том, что в лагерях содержатся свыше миллион человек.
Но официальные лица, присутствовавшие на заседании ООН по правам человека, признали, что уйгуры подвергаются перевоспитанию и переселению.
Синьцзян уже много лет сотрясается от насилия и репрессий. Китай обвиняет исламистских боевиков и сепаратистов в организации беспорядков.
Что говорится в китайском законодательстве?
Новое законодательство Синьцзяня является первым подробным указанием изменений в регионе.
В нем описываются примеры поведения, которые могут привести к задержанию, например, отказ смотреть государственное телевидение и слушать государственное радио или препятствовать тому, чтобы дети получали государственное образование.
Также в «сети центров содержания под стражей», как называют власти Китая свои лагеря, будет преподаваться китайский язык, юридические основы и обеспечиваться профессиональная подготовка.
Правозащитники возмущены происходящим.
Софи Ричардсон из Human Rights Watch сказала, что «слова на бумаге, в которых излагаются вопиющие нарушения прав человека, не заслуживают называться законом».
Разве Китай нарушает ислам?
Китай также начинает более широкую кампанию против исламских традиций в Синьцзяне. Власти хотят прекратить использование халяльных продуктов, которые не являются продуктами питания.
Одна из газет заявила, что использование термина «халяль» в описании таких предметов, как зубная паста, размывает линию между религиозной и повседневной жизнью. (Халяль, на являющийся продуктами питания, — продукция высокого качества, не содержащая ингредиенты и добавки, которые могут нанести вред организму человека) — прим. ред.
Новые правила также дают понять, что женщинам-мусульманкам запрещено носить хиджаб.
Коммунистическим членам партии и чиновникам на всех публичных мероприятиях приказано говорить только на китайском языке, а не на местных диалектах.
Так это не лагеря?
Бывшие узники лагерей сообщили Би-би-си о физических и психологических пытках. Они рассказали, что исчезали целые семьи.
В июле бывший учитель в одном из лагерей, бежал в Казахстан, где рассказал суду, что «в Китае они называют это политическим лагерем, но на самом деле это тюрьма в горах».
«The New York Times» цитирует бывших заключенных, которые заявляют, что были вынуждены петь такие песни, как «Без коммунистической партии не было бы нового Китая», и если не могли вспомнить слова, не получали завтрак .
«У всех чиновников был один пунктик: величие Коммунистической партии Китая, отсталость уйгурской культуры и передовой характер китайской культуры», — рассказал изданию бывший заключенный Абдусалам Мухемет.
Всемирный уйгурский конгресс описывает в своем докладе те моменты, когда мусульман задерживали на неопределенный срок без предъявления обвинений и заставляли выкрикивать коммунистические партийные лозунги. В докладе также говорилось, что заключенные плохо питаются, а пытки широко применяются.
Большинство заключенных никогда не обвинялись в совершении преступлений, но не получали юридической защиты.
Однако государственная англоязычная газета «Глобал Таймс» в Китае утверждает, что жесткие меры безопасности в регионе не позволили ему превратиться в «Сирию Китая».
Кто такие уйгуры?
Уйгуры — этнические тюркские мусульмане, в основном проживающие в Синьцзяне. Они составляют около 45% населения.
Считают себя культурно и этнически близкими к странам Центральной Азии, а их язык похож на турецкий.
В последние десятилетия большое количество ханьцев (этническое большинство Китая) мигрировали в Синьцзян, а уйгуры чувствуют, что их культура и средства к существованию находятся под угрозой.
Синьцзян официально обозначается как автономный регион в Китае, такой же, как Тибет.