В Украине отмечается массовое недоверие людей к правоохранительным органам. И на это есть немало причин. Чего только стоят то и дело всплывающие в сети видео недопустимого обращения полицейских с рядовыми гражданами. А что же творится за стенами учреждений, куда журналистам не так легко попасть, чтобы выяснить правду? И имеют ли к происходящим на зоне ужасам отношение правоохранители? Экс-начальник Лукьяновского СИЗО рассказал от чего умирают арестанты, кто «крышует» коррупцию в тюрьмах и чем занимаются современные «законники».
В ночь на 4 сентября совершил самоубийство узник Бориспольской колонии под Киевом. Как отмечают очевидцы, мужчина выпрыгнул с третьего этажа.
Причиной, скорее всего, стало то, что через час, в 00:00 4 сентября у него намечался срок расплаты с долгами за азартную игру. Сумма составляла не менее 100 тыс гривен.
«Арестант, у которого есть проблемы, не может довериться администрации, не верит, что его жизнь обезопасят. Ведь именно администрация должна контролировать наличие азартных игр в местах лишения свободы и не допускать их» — рассказывает глава пенитенциарной службы в 2014 году и начальник Лукьяновского СИЗО в 2009–2010 годах Сергей Старенький.
Старенький также подтвердил домыслы, что в современных тюрьмах можно заказать услугу доставки спиртного, продуктов и даже девушек из женской колонии. Причиной Сергей назвал коррупцию и непонимание возможных последствий.
Также экс-руководитель развенчал миф о том, что существуют воровские понятия:
«Вы видели где-то книгу, в которой они четко прописаны? Эти законы придумываются так легко, как и меняются. Ранее в зону воры в законе шли, чтобы контролировать уголовных заключенных, навести порядки в тюрьме и проконтролировать отсутствие конфликтов. Сейчас потребность в этом отпала, так как есть мобильные телефоны, которые проносятся в тюрьмы. Проводится видеоконференция с несколькими участниками и тд.»
Ранее существовавший общак во времена дефицита также канул в лету. Отмечается, что сегодня зоны и СИЗО стали объектами бизнеса. С их помощью зарабатывается немало денег. С карточных игр также идет процент в общак. Чем чаще заключенные играют, тем больший процент.
Старенький описал процесс доставки запрещенных вещей на зону:
«Этот процесс максимально централизован и в каждой колонии выглядит так: смотрящий за запретами в колонии — координатор, на нем завязаны каналы оптовых поставок запрещенных предметов. Раньше все можно было приобрести у прапорщика. Сейчас это запрещено. Так что надо идти к надзирателям и перекупать у них дороже.»
По поводу суицидов экс-глава сообщил, что в прошлом расставались с жизнью потому, что не хотели сидеть весь срок. Сейчас же это происходит из-за долгов или искусственно созданных поводов.