Когда говорят о Государственном бюджете Украины, обычно на первый план выходят цифры доходов от сбора налогов и расходов по тем или иным статьям. О государственном долге Украины если и заходит речь, то называется в лучшем случае годовая сумма выплат – как одна из статей бюджетных расходов.
21 ноября в Киеве состоялась конференция "Управление государственным долгом в Украине: вызовы, угрозы и пути их преодоления", на которой – пожалуй, впервые за последние годы – была дана экспертная оценка общей ситуации с внешним долгом Украины. Сайт "Сегодня" решил узнать, как обстоят дела в этой сфере.
По данным Министерства финансов Украины, по состоянию на октябрь 2017 года общая сумма государственного и гарантированного государством долга Украины составляет 77 млрд долларов, или более 2 триллионов гривен. При том, что размер годового бюджета Украины в текущем году, по прогнозам, составит 770 млрд грн. То есть сумма долгов превышает годовой бюджет Украины уже втрое.
В пересчете на одного гражданина Украины выходит, что каждый из граждан, включая младенцев и пенсионеров, должен международным финансовым организациям по 47 тыс. грн, или свыше 1 800 долларов.
Самым крупным кредитором Украины является Международный валютный фонд (МВФ). Его доля составляет порядка 20% в структуре государственного долга Украины.
Платежи по погашению государственного долга и по выплате процентов в 2018 году "съедят" почти 306 млрд гривен, т. е. треть всего государственного бюджета. В том числе свыше 193 млрд – по внутреннему долгу и 112 млрд – по внешнему.
Впрочем, до мировых рекордов Украине еще далеко. Как это ни странно прозвучит, в ТОП-5 мировых должников входят такие успешные страны, как США (госдолг 20 триллионов долларов – это треть совокупного мирового долга!), Япония (11,8 трлн долларов), Китай (4,9 трлн долларов), Италия (2,4 трлн долларов) и Франция (2,4 трлн долларов). По сравнению с такими суммами украинский долг в 77 млрд долларов – просто смешон. И, тем не менее, Украина на сегодняшний день входит в тройку наиболее рисковых стран относительно возможного дефолта – вместе с Венесуэлой и Грецией. Почему?
"Очень важный показатель – соотношение размера долга и ВВП. И по этому показателю Украина давно перешагнула критическую отметку. Наши 77 млрд долларов долга – это около 84% ВВП. А согласно методологии МВФ и Бюджетного кодекса Украины, критическая граница находится на уровне 60%", – рассказывает Виталий Ломакович – член Совета НБУ в 2014-2015 годах и основатель Экспертно-аналитического центра "Оптима".
Также, по словам Ломаковича, измеряют и такой показатель, как отношение государственного и гарантированного долга к доходам бюджета. По методологии МВФ, этот показатель не должен превышать 200%. В Украине он превышает 300%.
"Если рассматривать ТОП-5 должников по показателю отношения госдолга к ВВП, то на первом месте находится Япония, у которой тоже колоссальная цифра – 239%. Но у Японии только 10% долга номинировано в иностранной валюте. А у Украины – 70%. И это тоже серьезный критерий риска. Украина занимает первое место в мире по отношению долга в иностранной валюте к ВВП – 126%. Поэтому многие аналитические сайты размещают Украину на первых строчках по рискованности", – рассказывает доктор экономических наук, директор Экспертно-аналитического центра "Оптима" Татьяна Унковская.
По словам эксперта, очень важным показателем являются котировки CDS, "кредитно-дефолтные свопы".
"Это такой вид страхования от дефолта. Но держатели CDS основную прибыль получают именно тогда, когда страна объявляет дефолт. По котировкам CDS судят о риске дефолта в стране. А в CDS Украины сейчас вкладываются колоссальные средства. И спрос на них вырос", – говорит Унковская.
Чтобы избежать критической ситуации, по убеждению экспертов, Украине срочно нужно менять подходы и к анализу долга, и к управлению долгом. Так, в частности, планируется подготовить обращение к правительству Украины с предложениями по созданию Стратегии управления государственным долгом Украины.
Говоря о возможных путях выхода из сложившейся ситуации, доктор экономических наук, бывший советник президента РФ, а ныне главный научный сотрудник Института Кантона Андрей Илларионов рекомендовал Украине перейти к политике сокращения расходов бюджета и… снижать налоги. Свою рекомендацию он подтвердил исследованием Института Кантона, согласно которому все успешные примеры "экономического чуда" начинались именно с этих шагов.
"Если мы хотим добиться того, что в экономической журналистике называется "экономическим чудом", то есть удвоения ВВП на душу населения за 10 лет, нужно сокращать государственные расходы в процентном отношении к ВВП", – говорит Андрей Илларионов.
В качестве примера он привел "экономическое чудо" Китая:
"Китай еще недавно имел статус слаборазвитой страны. Сейчас уже так не скажешь. Потому что китайцы совершили то, что я называю "великим маневром". В 1979 году социалистический, можно сказать коммунистический Китай имел государственные расходы на уровне 36% ВВП. К 1995 году они сократили эти расходы до 13% ВВП. 15 лет постоянного сокращения расходов, и результат – фантастический экономический бум в Китае. И какую бы группу стран мы ни взяли – высокоразвитые, среднеразвитые, слаборазвитые – картина одна и та же".
Параллельно, по мнению Илларионова, необходимо снижать налоговую нагрузку.
"Для того, чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста, нужно сократить налоги. Они являются сейчас запретительными для экономического роста", – говорит он.
Еще один из "рецептов" сокращения излишних заимствований, по мнению экспертов, – использование "долговых" денег исключительно на эффективные цели, отмечает Эрик Найман, управляющий партнер Capital Times, известный автор книг по инвестициям и финансовым рынкам.