В The New York Times снова обратили внимание на имя Петра Порошенко в списке панамских публикаций. В своей статье журналист Оливер Буллоу, который специализируется на теме коррупции, уклонения от уплаты налогов и странах бывшего СССР рассматривает возможность преодолеть коррупцию в Европе на примере Украины. Эту страну он выбрал не случайно – пишет, что коррупция таких масштабов могла бы нанести урон любому государству, не говоря об нестабильной Украине. Коррупцию он называет причиной многих бед украинцев. Среди них высокая смертность от СПИДа, плохое образование, небезопасные улицы и малоперспективные карьеры. Впрочем, начинается все в его материале с Илловайского котла.
«В августе прошлого года, когда украинские военные оказались в артиллерийской ловушке во время битвы за Иловайск, Петр Порошенко, кондитерский магнат, создавал юридическое лицо на Британских Виргинских островах. Когда молодые люди умирали, защищая Украину, их главнокомандующий искал способ избавить свою бизнес-империю от налогов. Об этом написал редакционный автор The New York Times Оливер Буллоу.
В частности, журналист отметил, что панамский скандал резюмирует развитие коррупции за время независимости Украины. Он отмечает, что когда в 1998 году некоторые из убитых солдат под Иловайском, вероятно, только пошли в школу – панамская компания уже скорее всего имела дела с рядом украинских политиков.
«В 2006 году суд в Калифорнии приговорил Павла Лазаренко, премьер-министра Украины в 1996-1997 гг., к девяти годам тюрьмы за злоупотребление своей должностью с целью выдоить миллионы долларов из Украины. К тому времени как его выпустили из тюрьмы в 2012-м, еще сотни миллионов долларов были украдены из Украины», - пишет издание.
Журналист отмечает, что рассчитать точные объемы украинкой коррупции сложно: «Это скрытое под водой чудовище, и лишь небольшие его части случайно обнаруживаются смелыми украинскими расследователями или благодаря экспертно-криминальным расследованиям за рубежом».
Также журналист приводит понятный гражданам Америки пример: «Центр противодействия коррупции является наиболее заметной антикоррупционной общественной организацией в Украине. Он обнаружила, что цены на ВИЧ-лекарства взвинтились более чем на 27% в 2013 году из-за обманывающих министерство здравоохранения посредников. Из расследования от пищевой компании Archer Daniels Midland министерство юстиции США узнало, что фирма не могла рассчитывать на возврат НДС, пока не заплатила бы 20% «комиссионных» чиновникам».
New York Times отмечат, что «Коррупция такого масштаба, распространяющаяся на всю экономику, нанесла бы урон любому государству, не говоря уже о таком неустойчивом как Украине. ВВП Украины в 1991 году составлял около 2/3 польского; сейчас он меньше, чем его четверть. Коррупция развалила эту страну, приговорив украинцев к плохому образованию, небезопасным улицам и малоперспективным карьерам».
Связали в New York Times коррупцию и с уровнем заболеваемости СПИДом. «Если бы медицинское обслуживание адекватно финансировались, возможно, Украина не имела бы одну из худших статистик в мире по распространению СПИДа. Если бы украинские лидеры не были такими мерзкими, возможно, не было бы и революции, и уж тем более двух. Если бы активы государства не были настолько разоренными, может, украинские войска сумели бы защитить Крым от аннексии Россией.»
В то же время в New York Times отмечают, что винить во всем коррупцию не правильно: «в Украине бы не было такого разгула коррупции без офшоров наподобие Панамы. Если воруются деньги, должно быть место, куда их можно припрятать, иначе это бессмысленно.»
«Если вы взяли на себя труд украсть миллионы долларов, вы захотите хранить их в более защищенном месте чем Панама. Вы хотите иметь деньги в Манхэттэне, Цюрихе или Лондоне. Вы хотите иметь к ним доступ где-нибудь с отличными больницами, школами высокого рейтинга, звезд первого уровня и мероприятий мирового класса. Вы хотите иметь деньги там, где вы можете насладиться жизнью», - отмечает издание.
Также журналист пишет, что Украина пытается сражаться в коррумпированной системой. В конце 2014 года она приняла закон, обязывающий украинские компании указывать их собственников. Никаких больше подставных фирм, зарегистрированных в офшоре. Газета отмечает, что многие страны идут по этому пути, среди них Британия, Норвегия и Дания, которые планируют обязать компании раскрыть их конечную собственность, так называемую бенефициарную собственность.
«Подобные законы нельзя внедрить достаточно быстро, потому что главным двигательным коррупции в Украине не является Mossack Fonseca или даже Панама. Это – Запад. Пока мировым клептократам будет разрешено использовать анонимные юрлица для покупки яхт, пентхаузов и особняков, юристы будут продолжать оформлять эти юрлица в налоговых гаванях от Делавэра до Сейшельских островов», - говорится в материале.
Если западные страны начнут требовать прозрачности от корпоративной собственности, жулики перестанут прятать свои деньги на Западе, потому что они больше не смогут скрывать свои истинные имена. Это прольет свет на западные экономики, и отошлет тех, кто предпочитает темноту, суетиться в других местах».