Банки обязаны из своих средств возвращать клиентам деньги, украденные с их карточек мошенниками, если нет доказательств, что клиенты сами спровоцировали кражу своими действиями или бездействием. Об этом сообщает Деловая Украина.
Такую возможность дает правовая позиция Верховного суда Украины (ВСУ), сформулированная в ходе рассмотрения решения № 6-71цс15 в рамках договора между банком и его клиентом. В 2012 году с платежной карты клиента банка через банкомат в Бангкоке было списано $ 2,4 тыс. Владелец карты в то время находился в Украине. На следующий день он обратился в банк с заявлением о блокировке карты и возврате списанных денег. Однако банк отказал, и клиент обратился в суд. Первые три судебные инстанции поддержали банк, ссылаясь на то, что операции по снятию наличных были проведены после ввода правильного ПИН-кода, а по условиям договора клиент был обязан не разглашать его.
После этого клиент обратился в ВСУ, который принял иск к рассмотрению. Суд напомнил о том, что, согласно п. 37.2 ст. 37 закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», пострадавшему клиенту банк обязан вернуть деньги за счет собственных средств плюс пеню. Кроме того, п.п. 6.7 6.8 положения № 223 определяют, что если клиент сразу же уведомил банк о неразрешенной операции, учреждение должно возместить ему сумму такой операции.
Правовая позиция ВСУ защищает пользователей банковских карточек
Владелец карточки не несет ответственности за проведение платежной операции, если карточка была использована без его физического участия или электронной идентификации. Исключением являются случаи, когда было доказано, что действия или бездействие владельца карточки, которыми он способствовал потере или незаконного использования карточки, привели к списанию денег.
В правовой позиции ВСУ указано, что если не было доказано обратное, мнение банка относительно вины владельца карты является ошибочным.Правовая позиция ВСУ может стать основанием для возврата украденных денег с карточек клиентов платежеспособных банков. До сих пор банкиры часто отказывали клиентам в возврате денег, ссылаясь на то, что клиенты сообщили банку о сомнительных операциях уже после списания денег с их карт, а не перед операцией, чтобы банк успел заблокировать карточку клиента.
Но во многих таких случаях карточка клиента не украдена и не утеряна, поэтому он не знает об угрозе до момента кражи денег. Чаще всего это происходит, когда создаются дубликаты карточек на основе информации, считанной скиминговыми накладками на банкоматы. О списании денег клиент узнает уже с SMS, часто с опозданием. Сами банкиры в этих случаях делают акцент на ответственности владельца карточки.
Учитывая позицию ВСУ, банкам придется чаще возвращать клиентам потерянные деньги, так как на практике им будет нелегко доказать, привели действия или бездействие держателя карты к краже денег.