Путин не случайно выбрал Украину в качестве жертвы агрессии – отсутствие реформ, крупный масштаб страны, внеблоковый статус были причинами. Так считает украинский политолог, директор Центра общественных отношений Евгений Магда. Об этом он написал в своем блоге на «Новое время».
«События на Евромайдане, Революция Достоинства, аннексия Крыма и нагнетание насилия в Донбассе, которое переросло в полномасштабный вооруженный конфликт демонстрируют, что гибридная война сопряжена не столько с оккупацией территории противника, сколько со стремлением подорвать его структуру управления изнутри, разрушить инфраструктуру, подавить волю к сопротивлению.
Пожалуй, две главные причины развязывания гибридной войны против Украины — ее масштаб и нереформированность государства. Это фатальное сочетание вкупе с наличием у России достаточного объема золотовалютных резервов и легиона агентов влияния в украинских (и не только украинских) коридорах власти и бизнеса, обеспечив стремительное превращение Украины из ситуативного союзника России в жертву ее агрессии.
Подобные случаи в мировой истории случались и раньше, но противостояние крупнейшего государства мира и самой большой страны в Европе привлекает к себе внимание. Позволю себе предположить, что именно этого Путин и добивался, поскольку гипотетическое поражение Украины может оказать угнетающее воздействие не только на постсоветские страны, но и государства Балтии и Центральной Европы, ставшие членами Европейского Союза и НАТО. Напомню: ослабление этих альянсов является стратегической задачей Российской Федерации», отметил политолог.
«Ставка Украины на внеблоковый статус была ошибочной»
Также он считает весомой причиной отсутствие реформ в стране, халатность в управлении: «Превращение Украины в государство жертвенного поведения — «заслуга» не только Виктора Януковича, хотя он и приложил к этому немало усилий. К сожалению, дело не только в нем и его бывшей всемогущей «Семье», но и неспособности каждого из его предшественников реформировать украинские общественные и экономические отношения или хотя бы дать ощутимый толчок к изменениям.
Тот факт, что четвертый украинский президент в какой-то момент перестал быть для Кремля «нашим мерзавцем», превратившись в обузу, не умаляет отсутствия политической воли к осуществлению реформ у предшественников Виктора Януковича на посту главы государства.
Из-за этой пассивности, граничащей с преступной халатностью, у Украины сформировался имидж государства, «не упускающего шанса упустить свой шанс». Возможности для преобразования Украины и реализации ее во многом уникального потенциала были упущены неоднократно, в куда более благоприятной экономической ситуации.
Поэтому сегодня для нашей страны реформирование и выживание стали синонимами. Альтернатива реформам сегодня – стать зависимым государством, воплотить в жизнь продвигаемый уже десять лет нашими российскими друзьями тезис об Украине как failed state (несостоявшемся государстве). Конечно, если Украина не хочет быть и впредь европейским захолустьем, а то и вовсе потерять суверенитет.
Еще одна важная причина, по которой Украина оказалась объектом воздействия со стороны России, стала ошибочная ставка нашего государства на внеблоковый статус. В критический для Украины момент, когда «вежливые зеленые человечки» с российской подкладкой устанавливали контроль над ключевыми пунктами Крыма, оказалось, что наиболее масштабный международный договор у Киева заключен с Российской Федерацией. События 2014 — начала 2015 года в Украине стали иллюстрацией известного лозунга «Спасение утопающего — дело рук самого утопающего». И это было бы смешно, если бы не оказалось настолько грустно».