Пока в России продолжаются новогодние и рождественские праздники, в Европе проходят и ожидаются в ближайшие дни сразу несколько встреч и переговоров, посвященных разрешению конфликта в Украине.
Сегодня урегулирование российско-украинского кризиса обсуждают в Лондоне премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Завтра, уже в Берлине, Меркель встретится с премьер-министром Украины Арсением Яценюком. Кроме того, в ближайшие дни украинской теме будут посвящены телефонные переговоры глав министерств иностранных дел Украины, Германии, Франции и России, передает «Радио Свобода».
На следующей неделе, 15 января, в столице Казахстана, Астане, могут состояться переговоры по урегулированию украинского конфликта в «нормандском формате» с участием лидеров Украины, Франции, Германии и России. Пока эта встреча под большим вопросом. 9 января кризис на украинском востоке должны обсудить министры иностранных дел «четверки», а днем ранее в Берлине о ситуации в Донбассе будут говорить канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Украины Арсений Яценюк. По мнению научного директора киевского «Института евроатлантического сотрудничества» Александра Сушко, западные лидеры и министры будут пока воздерживаться от личного участия в переговорах за одним столом с представителями России – до тех пор, пока со стороны Москвы не будет реального прогресса в исполнении уже достигнутых договоренностей:
«Повестка дня переговоров премьер-министра Арсения Яценюка в Берлине будет включать, в первую очередь, экономические вопросы, вопросы проведения реформ и поддержки Евросоюзом этого процесса. Что касается переговоров на уровне министров иностранных дел по поводу урегулирования ситуации в Донбассе, то они состоятся 9-го января, но, насколько мне известно, в телефонном режиме. Пока под вопросом и встреча в Астане, поскольку лидеры Франции и Германии сейчас сомневаются в том, что на ней может быть достигнут прогресс. Они сомневаются в своей необходимости присутствовать на переговорах лично, чтобы не придавать им формальную значимость. На сегодняшний день в Киеве существует достаточно осторожный оптимизм относительно будущих переговоров, и я бы акцентировал внимание именно на слове «осторожный». Нет больших иллюзий по поводу того, что российская сторона сделает какие-то серьезные шаги навстречу в деэскалации кризиса и в выполнении Минских соглашений. Во всяком случае, таких явных сигналов, которые бы говорили о политической воле в Кремле к прекращению конфликта, на сегодня нет. Это существенно снижает мотивацию западных лидеров. Они не хотят ввязываться в переговоры, в которых они выступают лишь декорацией для очередных обещаний, которые никогда не выполняются российской стороной. Поэтому переговоры и консультации, безусловно, в разных форматах будут продолжаться, однако, честно говоря, ситуация, очевидно, еще не вызрела до того, чтобы Россия пошла на реальные шаги по снижению эскалации в Донбассе».
24-го декабря 2014-го года в Минске состоялся очередной раунд переговоров по Донбассу трехсторонней контактной группы ОБСЕ–Украина-Россия с участием лидеров самопровозглашенных Донецкой и Луганской «народных республик». Единственное, о чем стороны договорились на этих переговорах - это обмен пленными. Украина еще до наступления 2015-го года обменяла более двухсот сепаратистов на 154-х украинских военных. Впрочем, уже 5-го января сепаратисты вновь взяли в плен семерых украинских солдат. Всего в плену на оккупированной территории Донбасса остаются, по разным данным, от четырехсот до девятисот военных. Комментируя последний раунд минских переговоров, в Киеве и Москве заявили, что стороны взяли паузу для уточнения позиций. Дата новой встречи в белорусской столице до сих пор не известна. Александр Сушко уверен, что Кремлю не выгодны договоренности, которые переводили бы конфликт в разряд «замороженных»:
«Переговоры на техническом уровне возможны, и какие-то результаты они приносят, в частности, обмен пленными. Однако на сегодня это одно из немногих достижений. Следующий этап – разведение войск и установление более или менее прочного мира вдоль линии разграничения. Судя по заявлением сторон, пока такая договоренность маловероятна. В Кремле доминируют настроения держать этот конфликт в состоянии тлеющего, а не замороженного. Это, вероятно, стратегия на обозримое будущее. В замороженном виде этот конфликт не дает России ничего, кроме обязанности де-факто содержать сепаратистские образования в Донбассе. Естественно, что это непривлекательно для Кремля, поэтому нет и прогресса в переговорах. Именно поэтому мы постоянно видим признаки того, что этот конфликт все-таки будут держать в состоянии тлеющего, который никогда окончательно не остывает, с тем, чтобы в удобный момент можно было воспользоваться этими захваченными территориями как плацдармом для наступления. В данный момент нет какой-то долгосрочной стратегии по выходу этой ситуации в мирную плоскость, в долгосрочное политическое решение. По нашим прогнозам, какой-либо прогресс на переговорах возможен только в технических вопросах, например, в вопросах об обмене пленными или доставки гуманитарных грузов» – считает научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко.