Наказание за ругань и критику в Байнете становится реальностью |
Достоянием общественности в Беларуси в августе стали две истории, герои которых в судебном порядке понесли наказание за свои публикации в интернете. Белорусский драматург Андрей Карелин был оштрафован на крупную сумму за оскорбление милиции на форуме популярного портала Tut.by. А рабочий Минского автомобильного завода Руслан Мирзоев (он же известный рэпер Mur1zik) сначала был уволен с завода за прошлогодний любительский видеоролик о МАЗе, а потом осужден на административный арест за сюжет о своем спальном районе Курасовщина в Минске.
Рэпер или народный хроникер
В размещенных на YouTube роликах Мирзоева используется нецензурная лексика и за нее 12 августа автор был осужден на 7 суток ареста. Но, как отметил гостелеканал ОНТ, "то, что главная причина наказания не мат, в прокуратуре не скрывают". Телеканал не пояснил, что в прокуратуре считают настоящей причиной наказания. Методом исключения получается контент ролика.
Мирзоев заявил на суде, что использовал постановочные кадры, когда рассказывал о жизни наркоманов, проституток и грабежах. Между тем пользователи в социальных сетях ролики Мирзоева восприняли как документальные и назвали автора народным хроникером.
Драма из-за комментария
Дело драматурга Андрея Карелина более запутанное и растянутое по времени. Еще весной он обратился в МВД из-за инцидента на тренировке по самообороне. Действиями приехавшего наряда милиции драматург оказался недоволен, о чем он и сообщил на форуме Tut.by, выступая под никнеймом "gentenbain".
Карелин написал, что по его вызову приезжали "два откровенных подонка", "жирные" и "вальяжные". Автор выразил недовольство тем, как сотрудники милиции отреагировали на его заявление. Они даже не вышли из машины. Один из комментариев Карелина завершается упоминанием недавнего убийства милиционера в Минске. "Gentenbain" пишет, что знал стрелка, и высказывает предположение, что стрелять его заставила "ненависть к хамам в форме".
За эти комментарии наряд милиции написал на Карелина рапорт, обвинив в "оскорблении должностного лица при исполнении им служебных полномочий". 10 июля суд оштрафовал драматурга на 5 миллионов белорусских рублей (чуть менее 500 евро).
Второй суд состоялся без участия Карелина 26 июля. Драматург был в отпуске за границей. И только из пресс-релиза МВД от 12 августа стало известно о штрафе в 2 миллиона рублей (в пересчете - около 200 евро) "за оскорбление вдовы милиционера, погибшего при исполнении своих обязанностей". Примечательно, что в своих комментариях Карелин не использовал нецензурную лексику и не называл фамилий.
Растущее значение соцсетей
Главный редактор журнала "Новая Еўропа" Алексей Браточкин в интервью DW высказал предположение, что обе эти истории связаны с тем, что в Беларуси растет значение социальных сетей и новых медиа, "возникает новая публичность за неимением другой". По его мнению, власти хотят установить контроль над этой сферой или, по крайней мере, заставить тех, кто их критикует, быть сдержанней.
Алексей Браточкин особо отметил историю Мирзоева: "Появляются люди, которые публично, при помощи тех же социальных сетей могут критиковать происходящее, но эти люди не связаны напрямую с политическими структурами и власть пытается указать им на место".
Ограничение свободы слова?
Корреспондент польской Gazeta Wyborcza в Беларуси Анджей Почобут, которого ранее судили за оскорбление в блоге президента Лукашенко, также предложил рассматривать истории Карелина и Мирзоева в контексте нынешней ситуации в стране. По его мнению, вынесенные судами вердикты призваны заставить белорусов не высказывать жесткой критики в адрес властей в интернете: "Я думаю, власть беспокоит, что виртуальная Беларусь критически настроена к правящему режиму".
Замглавы Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец отметил, что уровень допустимого ограничения свободы слова, который существует в демократических странах, в Беларуси "настолько занижен, что любое слово, любое высказывание может повлечь за собой ответственность". Впрочем, он, как и другие собеседники DW, не оспаривает законность наказания за доказанные оскорбления в адрес других людей или за использование нецензурной лексики. Но при этом Бастунец подчеркнул: сотрудник прокуратуры сам опроверг мотивацию судебного решения, "поскольку сказал, что не за мат Мирзоев привлечен, а именно за содержание его роликов".