Рожь готовить, как требует традиция – жать серпом, вручную молоть цепами. Чтобы каждая соломинка была обработана специальными препаратами от поедания жучком, от гнили, но самое главное, чтобы она не горела… Во времена СССР в Украине существовало четыре центра, в которых снималось кино: это Киев с его знаменитой студией Довженко, Одесса, Ялта и Харьков. И именно в этих четырех городах проходят и наиболее значительные кинофестивали Украины. Трускавецкий кинопраздник выступает в иной весовой категории. Наш фестиваль начинался как кинофорум документальных фильмов и только с этого года на конкурс стали приниматься игровые фильмы, как полнометражные, так и короткометражные, а также мультипликационные фильмы. В программах «Золотой пекторали» рассматривалось чуть более двухсот фильмов, в Трускавец съехалось около четырёхсот участников/гостей и под сотню журналистов. То есть, в сравнение с Киевом, Одессой, Ялтой или Харьковом, Трускавецкий кинофестиваль имеет обозримый характер. Язык фестиваля – украинский. В «периферийном» статусе свои плюсы, надо только заметить их и грамотно ими пользоваться. Ни каких «звёзд» мы туда не тащили. Как-то не было особой потребности, а специально, только ради того, чтобы потом показать «вот, приезжал такой-то» – зачем ездить верхом на чужом авторитете? Такая камерность избавляет «Золотую пектораль» от необходимости иметь, так называемый, большой конкурс. В результате исчезает момент коммерческой состязательности, и участники и гости фестиваля могут спокойно смотреть кино. На таком фестивале, как «Золотая пектораль» бесполезны какие-то ухищрения, пиар и промоушн, бюрократические интриги – если у представленной картины нет художественной убедительности. Дельцы не донимали никого из режиссёров с предложениями подписать выгодные контракты. «Киношники», конечно, раздавали DVD со своими фильмами, с кем-то знакомились, и всё же это была характерная профессиональная тусовка. Место, где молодые сценаристы, операторы, режиссёры, продюсеры могли на короткой дистанции пообщаться с мэтрами киноискусства.
Меценат фестиваля Андрей Ярославич Лопушанский сумел создать ощущение того, как это круто, что человека из мира кино сюда, в Трускавец, в Роял отель СПА курорт «Женева», пригласили. Всё было сделано, чтобы любой приглашённый «киношник» – молодой ли, бывалый ли – чувствовал себя по-королевски. Организован фестиваль был достаточно жёстко: пресс-конференции, «круглые столы», творческие вечера расписаны, случайных людей не предусмотрено. Главной аудиторией были деятели кино, а не журналисты, как это взяли за правило на иных фестивалях. Кроме продюсеров, создателей игровых и документальных фильмов, там были государственные чиновники, в частности, глава Госкино Украины Екатерина Копылова. Местный, львовский кинематограф занимал периферийное место, но официальные лица львовской администрации всё равно присутствовали и делали свою работу. Эти контакты стали для организаторов фестиваля важными. Международный кинофестиваль «Золотая пектораль» прошёл всего второй раз и оба раза в Роял отеле и СПА курорте «Женева». В прошлом году он имел состояние клубного съезда «документалистов»: так называемая встреча для «гамбургского счёта». В этом году мы с единомышленниками ввели три новых подпрограммы – например, фестиваль открылся большой игровой картиной 2011 года «Счастливчик Люк» французского режиссёра Джеймса Хута. Вниманию участников и гостей фестиваля было представлено несколько премьер российских «больших фильмов», продукция режиссеров Азербайджана, Аргентины, Кубы, Латвии, США, Франции; новинка кино из классической киностраны короткометражек – Грузии. И – много фильмов, сделанных в Украине. Фестивальная фанфара предваряла демонстрацию каждого из фильмов «Золотой пекторали». Но в случае украинских картин, вслед за сдержанным по-европейски логотипом киностудии, следовало шоу, начисто лишённое тумана пафоса. Украинский фильм представил себя в Трускавце как фильм ясный, строгий, ставящий во главу угла не спецэффекты, а правду жизни. Новое поколение украинских режиссёров делает ставку на сценарии и стилистику, приближающуюся к документальному кино. Зритель как будто оказывается в положении орнитолога, наблюдающего в оптику за суетой птичьего «базара». Новый украинский фильм не пытается навязывать зрителю какую-то определенную идеологию. Более того, то, что происходит в фильме между отдельными репликами, куда интереснее и важнее, чем то, что произносится героями кинопьесы. Сокращение диалогов в пользу работы с чисто визуальными средствами свидетельствует об эстетическом росте украинского кино. Теперь наши фильмы говорят, прежде всего, образами.
Во внеконкурсном показе представлялись картины некоторых членов жюри. Нашу студию документальных фильмов Ж.А.Р.А. представлял полнометражный документальный фильм: «Последняя тайна Гитлера» – пример высокобюджетного киноотчёта об экспедиции «в дальние края». Также вне конкурса была показана документальная лента «Наркофитнесс» Сергея Басенкова, по-своему, на мой взгляд, интересная. А главный приз 2-го Международного кинофестиваля в Трускавце, «Золотую пектораль», получила лента режиссера Анатолия Матешко «Дот» (в главных ролях – Евгений Ганелин, Игорь Ливанов, Татьяна Черкасова), посвященная Великой Отечественной войне. В эпоху глобального миропорядка, когда одно государство пытается диктовать, по каким законам и принципам следует жить всей планете, эта кинопоэма, воспевающая идеалы сопротивления и свободы горстки людей, звучит как нельзя более актуально. На третий день фестиваля удалось на пару часов вырваться из гостеприимного Трускавца и совершить, не побоюсь этого слова, паломничество в близлежащее село Нагуевичи, в котором находится дом, где родился и жил поэт, беллетрист, публицист, учёный Иван Яковлевич Франко. Если кто забыл, имя Ивана Франко носят улицы в Москве, Липецке, Перми, Туле, Чебоксарах, Виннице, Днепропетровске, Ивано-Франковске, Керчи, Луцке, Львове, Николаеве, Одессе, Сумах и Черкассах. На празднование 150-летия со дня рождения классика украинской литературы, в 2006 году дом Франко посетило свыше 30 тысяч человек во главе с тогдашним президентом Виктором Ющенко… За несколько километров до Нагуевичей позабылась вся фестивальная суета. Пассажиры минивэна затихли и прильнули к окнам. «Село лежит в долине» – писал о своей родине великий Франко. Живописные Нагуевичи и впрямь раскинулись между горами и густыми хвойными лесами Прикарпатья. Пейзажи здесь чарующе красивы, а воздух упоительно чист и сладок, особенно в сосновом лесочке Панчужна, где в своё время Иван Яковлевич искал вдохновения. Положа руку на сердце, особо интересного, помимо нескольких картин и разных старинных документов в музее Ивана Франко нет, гораздо большее впечатление произвела экскурсовод, которая еле сдерживала эмоции, рассказывая о том, как злые люди спалили на доме Франко соломенную крышу. Сейчас дом, построенный Иваном Яковлевичем, временно покрыт деревянной дранкой.
Нас предупреждали о том, что государственный историко-культурный заповедник, музей-усадьба «Нагуевичи» живёт благодаря усилиям энтузиастов. Но меня задело то, что дом великого украинского писателя Ивана Франко утратил свой аутентичный вид и до сих пор не восстановлен. Надеюсь, с помощью неравнодушных людей, воссоздать исторический облик дома Ивана Франко, незаслуженно оставшегося в тени других событий и ожидающего нового юбилея. Вот тогда фотографию дома И.Я. Франко смело можно будет размещать на памятных открытках и сувенирах Карпат. Однако позволить себе такую роскошь бедный сельский музей никак не может. В Англии, например, один квадратный метр кровли стоит 250 фунтов стерлингов (3254 гривны). Обращаюсь ко всем национально сознательным гражданам, с призывом: собрать нужную сумму, чтобы закупить все необходимые материалы для покрытия дома Ивана Франко соломой (на кровлю хаты Тараса Шевченко потребовалось 1000 ржаных снопов), а также найти редких ныне мастеров, кто мог бы воплотить наш замысел. Например, прошу откликнуться на призыв киевлянина Игоря Триноса, а также Виталия Резникова и Анатолия Емца. Как сообщала «Газета по-українськи», именно они, своими руками, воссоздали соломенную крышу хаты Шевченко пять лет тому назад. Константин СТОГНИЙ, президент Международного кинофестиваля «Золотая пектораль»
Источник: show.oboz.ua