Данный материал подготовлен экспертами Face News совместно с аналитиками криптовалютной биржи WhiteBIT. Статья не является торговой рекомендацией. Кроме того, любые инвестиции в криптовалюты несут высокие риски потери средств.
Метавселенные и бизнес: интеграция
Метавселенная - это не просто виртуальное пространство, а мир, в котором происходит слияние реального и виртуального.
Однако сегодня метавселенная - это еще и мощный инструмент стратегического планирования бизнеса, расширения возможностей (без физических перемен), а также раздвижение основных концепций бренда новыми возможностями, считает CMO европейской криптобиржи WhiteBIT Олег Киян. Разберем детальнее эту точку зрения.
С точки зрения клиентского опыта метавселенная призвана сделать его приятнее и интереснее - так, например, используя собственного аватара можно комфортно устроиться в коворкинг-зоне, посетить финансовое учреждение, или заказать бургеры в McDonald’s, общаясь с другими посетителями.
Но метавселенная - это еще и способ пересмотра основных концепций бренда. Скажем, тот же McDonald’s планирует не просто позволить своим клиентам заказывать еду. Он даст им возможность коммуницировать напрямую, таким образом выполняя роль некоего заменителя социальной платформы (если говорить очень амбициозно). Кроме того, компания планирует реализоваться как концертная площадка, что буквально невозможно на физических объектах, но приемлемо и даже интересно - в виртуальном пространстве, подчеркивает представитель биржи.
Кроме того, масштабируемость бренда - еще одна возможность, которая открывается перед компаниями за счет перехода в метавселенные. Скажем, Disney. Руководство самой известной в мире корпорации индустрии развлечений планирует запустить новые анимационные миры с симуляциями и оригинальными историями. Представьте себе, какому количеству людей по всему миру будет представлен новый пользовательский опыт. И насколько мелким становится вопрос расширения целевой аудитории.
Примером крупных компаний, которые посредством перехода в метавселенные планируют практически перестраивать бизнес, является, например, и Balenciaga. Этот дом моды вообще решил выпускать новую линейку продукции и, по-сути, расшириться на IT - выпускать ПО и VR-шлемы.
Компания Messari в своем исследование “Крипто-тренды на 2022 год” обозначила Meta как ключевую компанию, которая уже повлияла на процесс синергии метавселенных и бизнеса и еще окажет такое влияние на практике. Крупнейший техногигант имеет массу ресурсов для реализации своих амбиций в метавселенных. Потенциальная реализация возможна через такие платформы, как Facebook и Instagram, считают эксперты.
Именно заинтересованность крупных мировых компаний может стать основным двигателем к популяризации крипто-метавселенных, параллельно расширяя торговые возможности инвесторов в криптовалюты.
Крипто и метавселенные: обсудим проблематику
Как оценивать метавселенные человеку, близкому к тамим понятиям, как “блокчейн”, “криптовалюты” и “инвестирование”: Ответ кроется в том, как именно связаны метавселенные и криптовалюты.
Главное, что у каждой метавселенной есть своя экономика. В зависимости от того, в каком секторе существует каждая конкретная метавселенная, эта экономика может несколько видоизменяться. Часто частью такой экономики являются невзаимозаменяемые токены (NFT). Метавселенные дают возможность не только приятно проводить время, но зарабатывать за счет возможности принимать участие в разработке и расширении этих миров. Пользователь может создать такой токен и впоследствии продавать на сторонних площадках юзерам этой же игры (скажем, Decentraland). Или, например, купить земельный участок, улучшить его, и перепродать как NFT. И так далее.
Проекты могут разрабатывать внутреннюю валюту, за которую можно покупать различные блага. Эти токены торгуются в криптопрстранстве в том числе, обеспечивая их ликвидность на широком рынке вне конкретного игрового сообщества.
Одним из основных на данный момент слабых мест метавселенных в криптосреде является именно вопрос их пользы для широкого круга юзеров. Соответственно, тут поднимается вопрос ликвидности.
Проекты метавселенных, составляющие “шапку” по капитализации, в глобальном перечне криптовалют не занимают топ-позиций. В общем топе по капитализации они занимают от 30 до 67 места. Это говорит нам о том, что даже в среде криптоинвесторов они не являются ключевыми игроками. Вместе с тем, о пятерке крупнейших большинстве из них широкому кругу пользователей известно. Почему? Правильно, потому что это игры. Но есть ли финансовая перспектива у подобных проектов? Давайте рассмотрим этот процесс на практике.
Активы: выбираем угол анализа
По данным Coin Market Cap состоянием на сегодняшний день, крупнейшими являются Decentraland (MANA), The Sandbox (SAND), Axie Infinity (AXS), Theta Network (THETA), Enjin Coin (ENJ).
Оценка перспективности подобных проектов - важный вопрос инвестирования капитала, считает представитель WhiteBIT. Мы видим уже раскрученные проекты из топ, но существует и ряд менее популярных. Ликвидность же зависит от ряда факторов, основные из которых мы возьмем в учет для нашего анализа:
- Экономика проекта: какие финансовые возможности открывает перед сообществом.
- Спред (разница между последней стоимостью покупки и продажи на бирже, ниже - лучше, выше - хуже);
- 24-часовые объемы торгов;
- Циркулирующее и максимальное предложение токенов;
- Распространенность на биржах, торгуется ли в парах со стейблкоинами или внутренней валютой вашего государства;
- Число держателей монет (отслеживать можно по балансам на счетах инвесторов);
- Используется ли как платежное средство в широком понимании (например, купить товар в магазине за актив).
Естественно, при желании можно и даже нужно включать и другие показатели: для большего понимания, насколько рискованными или релевантными являются инвестиции в проект. Например, позиция государства в его отношении, связь с традиционным финансовым рынком, новостной фон и прочие показатели. Но мы остановимся на ключевых, ранее обозначенных.
Оцениваем
Для примера возьмем самый известный проект Decentraland - виртуальный мир на блокчейне Ethereum, в котором пользователи имеют возможность создавать, использовать, монетизировать контент и приложения.
- Экономика проекта. Decentraland - это DAO. То есть "Децентрализованная автономная организация". Контроль развития и управления проектом принадлежит пользователям. В блокчейне этого виртуального мира пользователи имеют возможность торговать и управлять любыми активами (имена, коллекционные предметы, земли и т. п) проекта на Marketplace.
- Рассчитываем спред. Так, например, на WhiteBIT последняя цена, по которой можно продать MANA, составляет 2.5165. Высшая цена бида (покупка) - 2.5182. Наша формула: 2.5182 - 2.5165 = 0.0017. Спред невысокий, значит, на рынке достаточное количество продавцов и покупателей, есть баланс спроса и предложения.
- Объем торгов посмотрим на странице проекта на CoinMarketCap. Сейчас он составляет $1,310,464,243, эквивалент в токенах равен 497,397,108 MANA.
- Циркулирующее предложение: 1,83 млрд MANA, макс. предложение (учитывая не эмитированные токены) равняется 2,1 млрд MANA. То, что предложение ограничено, говорит о вероятной дефляции актива на перспективу. Следовательно, предложение будет меньшим спроса. Теоретически.
- Распространенность: открываем упомянутый выше агрегатор, смотрим раздел “Рынки”. Здесь
- количество бирж, на которых торгуется актив (в случае с MANA - более 100);
- топ торговых пар, в которых чаще всего торгуется MANA. Мы видим USDT стейблкоин, корейскую вону, USD, BUSD, BTC (градация - по порядку упоминания: 44%, 35%, 11%, 5%, 4% от общего объема предложения в совокупности на разных биржах). Следовательно, он легко конвертируем в упомянутые монеты. Кроме того, общее число пар, с которыми торгуется MANA, достигает 27.
- Число держателей монет, динамика холдинга (отслеживать можно по балансам на счетах инвесторов, соотношению китов и институционалов. Таким образом мы получаем картину об общей заинтересованности рынка в активе).
Статистика (статистическая информация взята с ресурса IntoTheBlock): более 52% циркулирующего предложения сконцентрированы в руках китов - то есть тех, на чьих балансах есть более 1% циркулирующего предложения; в руках инвесторов (менее 1% ЦП) - 29% эмитированных монет; в руках трейдеров - 18,49%. Важно то, что от начала существования проекта основная масса актива сконцентрирована в руках китов. В целом распределение было практически аналогичным все время. Распределение по адресам с балансамb разного объема выглядит так:
- MANA не является платежным инструментом и на перспективу это вряд ли возможно, поскольку актив поддерживается сообществом игры в первую очередь, и его ценность будет зависеть от того, как развивается игровое пространство. Следовательно, актуальным становится вопрос распространяемости вне экосистемы Decentraland на перспективу.
Таким образом мы видим, что анализ каждого отдельного криптопроекта крайне важен, если мы подходим к инвестиционным возможностям вплотную.
Но не стоит забывать и о потенциале. Мир метавселенных набрает оборотов, был значительно трендовым в 2020-м и имеет огромный потенциал на ближайшие годы. Обозначенные в первом разделе сектора - бизнес, который уже запрыгивает в поезд на ходу? Однозначно можно определить одно: капитализации крупных компаний, не являющихся частью крипторынка, большая, чем у криптопроектов. Способность к масштабируемости и финансовые возможности таких компаний, как правило, также значительно большие. Адаптация к миру метавселенных ними будет осуществляться со значительной динамикой.
И это хорошо - через крупные компании будет происходить популяризация метавселенных, и мощности криптопроектов таким образом потенциально могут наращиваться. Не будем забывать, что именно игры в виртуальной реальности заложили фундамент для коинтеграции метавселенных и крупного бизнеса, другой вопрос, повлияют ли они на перспективу? Похоже, что все говорит о положительной оценке.