Ford сократил объемы производства. В Stellantis (Opel, Peugeot и Chrysler) заявили, что произведут на 1,4 млн автомобилей меньше, чем планировалось. Nissan планирует приостановить работу на заводах в Мексике из-за нехватки чипов. General Motors прогнозирует потерю выручки около $2 млрд.
Из-за чего возник кризис полупроводников
В первые месяцы пандемии COVID-19 продажи автомобилей упали на 80% в Европе, на 70% в Китае и почти на 50% в Америке. Отсутствие спроса на новые автомобили закрыло автомобильные заводы и отправило домой миллионы рабочих, а заказы на полупроводники резко упали.
Но после первой волны пандемии, нарушенные цепочки поставок и производства, а также всплеск спроса, вызванный изменением привычек потребителей, спровоцировали глобальный дефицит полупроводников.
Развитие технологий + гиперкомпенсация недостатка потребления + отсутствие новых мощностей = кризис полупроводников
Крупные автопроизводители объявили о значительном сокращении производств, что снизило ожидаемую выручку на миллиарды долларов.
Почему кризис повлиял на всю мировую автопромышленность
Полупроводники используются при производстве автомобилей. И не просто используются: в зависимости от модели, электроника может составлять до 50% от всей стоимости автомобиля. Датчики давления топлива, цифровые спидометры, навигационные дисплеи, системы помощи водителю, да и банальное включение поворотника и дворников — все это работает благодаря различным чипам.
Недостаток запасных частей электроники напрямую повлиял на сокращение производства автомобилей. Более того, автопроизводители не могут заказать даже достаточное количество комплектующих для того, чтобы собрать автомобили. И кризис задел всех автопроизводителей, вне зависимости от страны, марки и премиальности сегмента.
Как кризис повлиял на рынок новых машин
Предложение значительно сократилось. Мало того, образовались очереди, что привело к росту ожидания автомобиля: по предзаказу можно ждать машину от полутора-двух до шести-девяти месяцев — в зависимости от марки и модели. Выросла стоимость, на некоторые модели в 2−3 раза.
По разным оценкам, дисбаланс спроса и предложения на полупроводники будет наблюдаться минимум до конца 2023 года
Согласно отчету AlixPartners, нехватка микросхем стоила автомобильному бизнесу выручки в 110 миллиардов долларов в 2021 году. Более того, многие салоны начали пассивно наживаться на дефиците. Например, вы не можете купить машину без огромного количества дополнительных функций, которые вам возможно и не нужны. Или покупаете машину с доплатой, или не покупаете вообще.
Как кризис повлиял на рынок б/у машин
Б/у машины стали дорожать. Пока нет сумасшедшего удорожания как на рынке новых автомобилей, но наблюдается рост как на украинском, так и на американском рынке, который пошел вверх буквально через 3 месяца с момента начала пандемии.
Если до пандемии Getmancar для пополнения автопарка покупал Volkswagen Jetta за $2 700−3 300, сейчас стандартная цена такой машины — $3 800−4 500, и мы не берем во внимание последующий ремонт и сопутствующие расходы. Кроме дефицита, на удорожание повлияло уменьшение трафика в условиях локдауна. Меньше трафика — меньше аварийных ситуаций. А значит снижение поступления битых машин на вторичный рынок. Соответственно, сокращение предложения при неменяющемся спросе.
Как обстоят дела сейчас на рынке полупроводников
Многие автопроизводители до сих пор работают в кризисном режиме, и немногие ожидают быстрого разрешения. Например, некоторые модели Ford поставлялись с недостающими функциями (в будущем планируется их модернизация), а Mercedes-Benz был вынужден временно сократить список дополнительного оборудования на некоторых моделях, чтобы минимизировать задержки.
Глобальный дефицит вряд ли разрешится в ближайшее время: это связано со сложностями производства полупроводников и спросом на все более сложные микросхемы. По разным оценкам, дисбаланс спроса и предложения на полупроводники будет наблюдаться минимум до конца 2023 года.
Что делается для преодоления дисбаланса
Главный операционный директор Hyundai заявил, что компания планирует разработать собственные полупроводники, чтобы снизить зависимость от внешних производителей микросхем. А согласно Bloomberg, крупнейший китайский производитель микросхем SMIC инвестирует $11,22 млрд в строительство новых заводов под Шанхаем и в Шэньчжэне.
В целом, мировой кризис полупроводников оголил хрупкость цепочки поставок, а также зависимость корпораций от отдельных поставщиков и целых стран. На данный момент в Америке ведутся переговоры о постройке завода внутри страны, чтобы не оставлять один из важнейших рычагов контроля над экономикой в Азии.
Прогнозы
Рост стоимости автомобилей, как новых так и б/у будет продолжаться. Помните про 2023 год? Вот столько и будет наблюдаться рост, как минимум.
Постепенное уменьшение потока б/у авто из США в Украину. Уже сейчас поток ощутимо иссяк.
Советы
Если вы не покупали личное авто — самое время.
Цены на б/у авто уже пошли вверх, но еще можно словить «теплые деньки». Плюс при росте цены, амортизационная составляющая уменьшится или станет положительной. Например, купили за $9 000, через 2 года продали за $8 700−9 000, то есть маленькая амортизация или даже нулевая. Почему? Рост стоимости авто на рынке.
Самое время инвестировать в авто. Сдача авто в аренду, обеспечивающая пассивный доход. Сервисы такси, аренды и каршеринга растут как грибы — изучите предложения на рынке и доходность.
Перепродажа с приростом. С учетом роста цен на рынке и дефицита предложения можно поймать волну и выйти в очень хороший плюс. Подождите, придержите, продавайте. Но долго не держите, это на пару лет, максимум.