Похоже, что очередная программа модернизации боевой техники с упором на собственные силы, прикрыта. К такому выводу подталкивают сообщения с оружейной выставки SAHA в Стамбуле, где "Мотор Сич" и "Оборонные технологии" договорились с местной компанией Aselsan о совместном участии в программе создания противотанкового варианта вертолета Ми-8. Судя по скудным сообщениям из Турции, речь идет о поставках оптико-прицельных станций и высокоточных ракет типа "воздух-земля" турецкого производства.
Когда несколько лет назад собственник завода "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев пролоббировал запуск программы создания противотанковой модификации Ми-8МСБ-В, многие военные и эксперты скептически оценили необходимость такого аппарата для наших вооруженных сил. Хотя вооруженный противотанковыми ракетами вариант многоцелевого вертолета имеет право на существование, и многие страны с небольшими военными бюджетами этим охотно пользуются (достаточно вспомнить серию таких машин от Eurocopter). Однако в нашем случае потребность в таких машинах вряд ли является первоочередной — ведь у нас есть специализированные боевые Ми-24, которые тоже нуждаются в модернизации.
Но "Мотор Сич" сильно хотелось сохранить за собой рынок модернизации Ми-8, и проект стали протаскивать через оборонное ведомство. В СМИ массово стали появляться статьи, в которых утверждалось, что при наличии у вероятного противника (читай России) огромного количества танков, которые рассматриваются как основная ударная сила, дополнительное количество противотанковых вертолетов будет не лишним.
Мало того, утверждалось, что такой вариант модернизации будет в разы дешевле — ведь у нас есть собственные противотанковые ракеты "Штурм-В", которые прекрасно используются, например, в Азербайджане на Ми-24G. Есть и предприятие, которое может (чисто теоретически) выпускать оптико-прицельные станции. Осталось только "научить" вертолет "попадать в крестик".
Под лозунгом поддержки отечественного производителя в проект стали вкачивать государственные деньги и ресурсы. Достаточно быстро появился и вариант Ми-8 с оптико-электронным модулем ПМ-ЛКТ "Спектр". Однако уже в процессе предварительных испытаний выяснилось, что модуль, который был минимально переделанным танковым вариантом с БМ "Оплот", не обеспечивает необходимые углы прокачки для наведения ракеты. Ведь не зря для летательных аппаратов используют совершенно другие оптико-прицельные станции — условно говоря, в виде "шарика".
Вплоть до 2020 г. "Мотор Сич" и Государственный научно-исследовательский институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники отчитывались о том, что "очередной этап государственных испытаний авиационного варианта противотанкового ракетного комплекса "Барьер-В" в качестве основного вооружения вооруженного варианта вертолета Ми-8МСБ-В" прошел успешно. Последнее такое сообщение датировано сентябрем 2020 г. Однако в реальности отечественный вариант, что называется, не взлетел, и пришлось быстро искать зарубежного партнера.
Им и стала турецкая компания Aselsan, которая, с одной стороны, не прочь зайти на рынок модернизации Ми-8 (которых по миру летает не одна сотня), а с другой — расширить рынок для продаж собственных оптико-прицельных станций CATS (продукта высокотехнологического, имеющего большую добавленную стоимость).
Турецкая станция, конечно, не самая лучшая в мире: ее стали ставить на разведывательно-ударные БПЛА Bayraktar TB2 и тяжелые дроны Akinci после того, как канадцы отказались поставлять свои WESCAM. Но в то же время она имеет мощный телевизионный и тепловой канал с зумом, лазерным дальномером и лазерным же каналом для наведения высокоточного оружия, а также функцию автосопровождения целей.
Естественно, что модернизация с помощью турецких комплектующих значительно повысит эффективность вертолета Ми-8 как ударной машины. Однако вопросы к такому варианту все равно остаются, ведь если судить по "Визии 2035", то совершенно очевидно, что военные просто не видят Ми-8 и Ми-24 в боевом составе лет через 15, так как к тому времени выйдут все сроки эксплуатации аппаратов. И все варианты модернизации как Ми-8, так и Ми-24 стоит рассматривать всего лишь как переходные к бэушным "Апачам" или чисто противотанковым вариантам того же дрона Akinci.
Модернизация Ми-8 в вариант МСБ обходится государственному бюджету в $5,5-6 млн. За эти деньги можно было бы или изначально пойти по условно турецкому варианту и уже иметь готовый продукт на вооружении. Но вместо этого на восьмой год войны мы имеем всего лишь подписанный контракт (а то и просто декларацию о намерениях) вместо полноценного вертолета.