Победивший президент получает невероятный кредит доверия. Или даже обожания. Украинское общество не привыкло доверять, но очень любит обманываться. Как будто компенсируя постоянное недоверие ко всему вокруг, в первые месяцы или даже годы президентства выливает море любви и веры в сторону победившего чудотворца. И на первых порах не замечает ничего плохого, а то, что замечает, готово простить.
И у любого победителя есть выбор. Или в этот короткий период провести непопулярные изменения. Изменить систему. Сделать прорыв. И, конечно же, не рассчитывать на повторный срок. Или окунуться в теплую ванну обожания. Большое искушение. Олигархи готовы одаривать тебя своей неискренней любовью, люди посылают тебе лучи неподдельных чувств, а окружение каждый день рассказывает, настолько ты умен и неповторим. Затягивает.
А главное — любые ошибки прощаются. Любые. Тебе кажется, что ты можешь делать все что угодно. И за это тебе ничего не будет. Опасная иллюзия. Потому что ошибки никуда не уходят, они накапливаются. А последующие решения базируются на том, что ты можешь делать все что угодно. И ты удаляешь людей, которые говорят тебе о правилах, институтах. Но ошибки никуда не уходят. Они накапливаются. И рано или поздно количество переходит в качество.
Так и сейчас. Разве два года назад не было все известно об офшорах? Было. Разве год назад не была доступна вся информация по вагнеровцам, о которой говорят сейчас. Все было. Но на рейтинг президента это не влияло. Людям, широким массам, было все равно.
Какой вывод? Какой выход? А никакого. Поздно
А теперь вдруг стало не все равно. И уже с этим ничего не сделаешь. А главное — делать некому. Месяцы теплой ванны лишили рефлексов, убрали профессионалов, напугали адекватных людей. И теперь вокруг либо очень лояльные бездари, либо негодяи. И негодяи могут быть умными, не вопрос. Но ты никогда не знаешь, когда негодяй тебя предаст. И не предал ли он тебя уже. И не является ли негодяй по совместительству шпионом твоего врага. А Путин уже стал врагом, он видит врага в любом, кто не признает его право на управление Украиной.
Какой вывод? Какой выход? А никакого. Поздно. Теперь нет красивого выхода. Можно либо признать ошибки и стараться минимизировать потери. Минимизировать. Речь не идет о выгодах. Шанс на кардинальные изменения упущен. Окно возможностей всегда очень узко и после пару лет во власти слишком много уже мешает в него пролезть. Только минимизация. Когда признаешь ошибки, зовешь профессионалов, удаляешь лояльных.
Либо уйти в теплую ванну с головой. Окружить себя токсичными олигархами. Продолжать не верить в институты и верить в мировую закулису и другой бред российской пропаганды. И продолжать тонуть. Получать удар за ударом. И не понимать, почему…
А вагнеровцы? У этой истории мог быть другой финал. Это была блестящая операция. Честь и хвала тем, кто ее проводил. Блестящая операция. Она и стала таковой, просто финальной точкой ее стал не триумф, а позор. От которого теперь никуда не деться. И это тоже надо признать. И чем раньше это будет признано, чем раньше начнут говорить правду те, кто уже запутался во лжи, тем легче будут последствия. Но они будут. Это расплата. За позор вместо триумфа.