Как изменится жизнь переселенцев из Донбасса
В ближайшие годы благодаря Стратегии интеграции ВПЛ следует ожидать положительных изменений по выплате пенсий, внедрению электронных услуг, увеличению бюджетных предложений по жилищным программам.
В конце прошлой недели Кабинет министров Украины утвердил новую стратегию интеграции внутренне перемещенных лиц. Это произошло после почти годового отсутствия такого рода документа, ведь предыдущая Стратегия и План мер к ней был рассчитан до 2020 года. Скажу сразу, финальный текст Стратегии еще не опубликован, однако дальнейшие мнения касаются и базируются на тексте, представленном к правительственному рассмотрению. Как отмечают в профильном Министерстве по реинтеграции, ключевой целью Стратегии является создание условий для интеграции ВПЛ в принимающих территориальных общинах. Так ли это? Давайте разбираться.
Кому адресована Стратегия?
Прежде всего любой стратегический документ подобного рода разрабатывается для центральных органов власти, государственных администраций, а также (исключительно с их согласия) органов местного самоуправления. Если просто, то для всех, кто должен обеспечить должную, без дискриминации жизнь переселенцев. Вместе с тем, речь идет и о самих переселенцах, как о целевой аудитории Стратегии. И именно здесь заключается основная проблема или вопрос. Знаем ли мы как государство сколько фактически внутренне перемещенных лиц? Какие они? Не секрет, что по состоянию на сегодняшний день часть лиц получают/имеют справку внутренне перемещенного лица исключительно для получения социальных, пенсионных выплат. Определенное количество проживает/находится на временно оккупированных территориях. И именно из-за отсутствия механизма получения своей пенсии, которая является собственностью лица, обращаются за справкой. Указанный вопрос и дальше лежит в плоскости нерешенных.
Что стратегия предполагает?
Стратегия предусматривает работу по ключевым направлениям: реализация жилищных и имущественных прав, трудоустройство и образование, права на социальную защиту, медицинское обеспечение, доступ к документам. В ближайшие годы следует ожидать положительных изменений по выплате невыплаченных сумм пенсий, внедрению электронных услуг по предоставлению заявлений на получение адресной помощи, внедрению удаленной идентификации, внедрению механизма регистрации на временно оккупированных территориях, а также увеличению бюджетных предложений по жилищным программам и т. д. Конечно, значительная часть планируемого лежит в плоскости решений правительства в целом, координации с отдельными министерствами, государственными администрациями и парламентом, поэтому реализация Стратегии точно не будет легким процессом.
С другой стороны, в ходе кругов «соглашения», как внутри самого Министерства реинтеграции, так и других министерств, Стратегия потеряла свою «смелость». Как пример, блок, касающийся социального обеспечения, не предусматривает мер по делинкингу (отвязке) выплат от справки ВПЛ, мер по пересмотру подходов к выплате ежемесячного адресного пособия. Отдельно остановлюсь на вопросе условий для интеграции переселенцев в принимающих территориальных общинах. Так, 72,3% опрошенных не имеют зарегистрированного места жительства в принимающей общине. Больше половины хотели бы получить такую регистрацию, однако не могут. Похожая проблема возникает и с доступом к инструментам локальной демократии, местным программам и льготам. В большинстве доступ к ним ограничен или содержит барьеры. И, несмотря на то, что текст Стратегии определяет ограниченное участие переселенцев в общественной жизни общины из-за того, что они не считаются членами территориальной общины, предпосылок к изменениям на национальном уровне в достаточной степени не заложено. Прозвучу оптимистично, однако надеюсь, что совместно с Министерством в последующие годы, мы сможем начать над этим работу и изменить данную ситуацию.
На какой срок принимается стратегия?
В контексте заявлений об отставке вице-премьера-министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий по собственному желанию, принятие Стратегии можно рассматривать как план нового руководителя или (пожалуй, вероятнее) главы. Представленный проект предусматривает действия на период до 2024 года, то есть по факту это двухлетний план поиска решений. Как его сможет реализовать новый/новая руководитель/ница — будем мониторить, влиять и содействовать. А ведь на принятии документа ничего не заканчивается.