Уже финал или начало: кратко об "интеграции" Беларуси и России
4. 11 многие ожидали подписание союзных программ по интеграции Беларуси и РФ. Документ подписан. И в этом процессе интересно всё.
1. Завершённость процесса
То, что и говорил ранее. Программы в их финальном виде в массе своей не готовы. Подписан план действий на 2021-23 года, в рамках которого необходимо разработать, согласовать и подписать (именно так) то ли 300 (российская версия) то ли 400 (беларуская) нормативных актов. При этом "план действий на 2021-... подписывается в конце 2021. То есть даже оптимистичный дедлайн можно отодвигать на год.
То есть в данном случае торг продолжается. Естественно, есть несколько направлений, по которым РФ продавила желаемое. Они были обозначены 2 месяца назад и тут ничего не изменилось.
2. Связь на первый взгляд разных процессов. Буквально за несколько часов до видеозвонка Путину Лукашенко и его окружение корпели над текстом конституции, которую будут выносить на референдум. И конституция обговаривалась "среди прочих вопросов". Странно? Нет. Для Кремля важно изменение политической системы в Беларуси и тем более важны контуры этих перемен, сроки. Поэтому звонок 4.11 был не только про союзные программы. Это было сродни отчёта нашкодившего пионера перед вожатым: хотел пропетлять - не вышло - терепь рассказывай что делать будешь.
Именно в эту формулу вписываются пассажи Лукашенко насчёт Крыма - желание хоть как то показать что "я свой". Не прокатило. Тем более, что в "жалобе на Путина" - "полетел в Крым, меня не пригласил" - ключевым является не первая часть (куда полетел Путин) а вторая про "не пригласил".
3. Программы "вокруг". РФ настойчиво тянет тему военного и военно-технического сотрудничества. И если уж не получается добиться осязаемых результатов и конкретики, то стоит максимально использовать информационный фон. Тем более что и беларуская сторона в запале противостояния с ЕС желает "попугать соседей страшной Россией". Детки желают пугать и сами не понимают, что их перестают воспринимать как самостоятельных игроков. Что Кремлю, среди прочего и надо. Поэтому идёт активный подыгрыш.
Теперь самое важное - формат.
Тут часть лидеров новой оппозиции были прекрасны в невероятности своей. Лучше всех отожгла Тихановская заявив, что документы "нелегитимны". Ну вроде в Вильнюсе же есть юристы -объясните наконец гражданке что такое легитимность!
Но это лирическое отступление. Давайте обратим внимание на название документа. Декрет - к этому привыкли. А вот декрет какого органа?
Да, это внутренний документ так называемого Союзного Государства. И Лукашенко расписался там не как президент Беларуси а как руководитель Высшего госсовета. И Путин там не как президент РФ а как член... того самого госсовета.
На уровне международных организаций можно подвергать сомнению легальность и легитимность с точки зрения отдельных государств (вот тут слово уместно) нахождение Лукашенко у власти.
А вот на уровне СГ все процедуры соблюдены. Александр Лукашенко не подавал в отставку с поста руководителя ВГС. То есть та его должность с формальной точки зрения "чиста". То, что она была долгое время шутовской - вопрос десятый.
Именно через эту шутовскую должность, созданную в рамках СГ закручивает гайки Москва.
Потому что формат СГ и договорная база признаются
Потому что договор о создании СГ ратифицирован сторонами
Потому что Высший Госсовет теоретически мог (и может) принимать декреты. Что и было использовано.
То есть, не получив нужного результата сразу, РФ загнала Беларусь в рамки формально зафиксированных обязательств и будет продолжать давить.
Может ли Беларусь пропетлять и выйти из данной ситуации. Может и есть как минимум 3-4 варианта. Часть из них применимы в случае если Лукашенко останется у власти. Часть если будет снесён.
Но эти варианты уж точно не сотрясание воздуха громкими заявлениями про "нелегетимную бумагу". Это может улыбнуть когда слышишь впервые. Но вызывает печаль и жалость когда наблюдаешь повторы.