Печерский райсуд Киева изменил меру пресечения Виктору Медведчуку с круглосуточного домашнего ареста на личное обязательство. Гуманнейший суд Украины решил: ограничение в передвижении (по крайней мере, в пределах столицы) кума Путина, обвиняемого в тяжком преступлении - государственной измене, это слишком жесткое наказание. Команда Зеленского уже предприняла попытку амортизировать ситуацию. Мол, для Медведчука ничего не меняется, он продолжает находиться под круглосуточным домашним арестом по другому делу - торговле с ОРДЛО. Впрочем, первая победа кума Путина в украинском суде подвергает сомнению желание государства Украина отправить его за решетку. И все это дело выглядит как желание Зеленского банально поторговаться с Путиным.
То, что украинские власти рассматривают Медведчука как часть обменного фонда, публично заявил сам президент Зеленский. "Если бы Россия подтвердила, что у господина Медведчука есть российское гражданство, ну, например, вполне возможно, то мы бы с удовольствием после этого подтверждения или хотя бы намека рассмотрели возможности обмена господина Медведчука на героев и граждан Украины, которые находятся не в Украине", - заявил президент в интервью телеканалу ICTV.
О том, готов ли он обменять Медведчука на встречу с Путиным или на российский газ, Зеленский не уточнил. А жаль. Ибо вся эта история, которая началась с лидером ОПЗЖ еще в феврале 2021-го, должна иметь не только логическое завершение - заключение Медведчука, но и такое же логическое объяснение, почему, по крайней мере, Виктор Владимирович вместе с женой Оксаной Марченко до сих пор не сидят в СИЗО.
Девять месяцев назад СНБО обвинил супругов в государственной измене, введя против них санкции. Статья 111 Уголовного кодекса предусматривает за это лишение свободы сроком от 12 до 15 лет с конфискацией имущества или без такового. В мае Медведчук получил круглосуточный домашний арест. В октябре - еще один, по другому делу. Марченко и дальше находится на свободе. Прокуратура даже не ходатайствовала перед судом о том, чтобы взять под арест куму Путина. Что подвергает сомнению искренность Зеленского наказать супругов за государственную измену.
Да-да, я знаю, что президент может бесконечно кивать на суд. Мол, смотрите, это же судебная ветвь власти, и я на нее не давлю. Особенно тогда, когда суд вместо того, чтобы назначить Медведчуку залог в 1 миллиард гривен по уже второму уголовному делу (СБУ инкриминирует ему государственную измену и содействие деятельности террористической организации ), назначает круглосуточный домашний арест. Однако согласно Конституции президент является гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности Украины. А соответственно, в случаях, где речь идет о государственной измене на высшем политическом уровне, Зеленский должен заботиться прежде всего об интересах государства, а не вступать в публичные торги с президентом страны-агрессора. Кстати, как квалифицировать то, что Владимир Александрович готов отдать Путину Виктора Владимировича в обмен на украинских пленников еще до оглашения судебного вердикта?
Желание Зеленского поторговаться с Путиным за Медведчука вполне понятно. Кум Путина является важным эмиссаром России в Украине. Однако президент Украины должен четко понимать, что для хозяина Кремля его кум ценен только в коридорах украинской власти. Ни в Ростове, ни на Рублевке, ни в Ростове Медведчук не нужен Путину. Как только он пересечет границу с РФ, он перестанет интересовать кума.
Да, Путин может обменять у Зеленского Медведчука на газ, на электроэнергию или встречу в нормандском формате. Да, Путин хочет показать, что он способен вырвать своего кума из-под домашнего ареста и обвинений. Но для Путина было и остается принципиально важным, чтобы Медведчук вместе с ОПЗЖ и дальше разрушали Украину. И тут вопрос к Зеленскому: готов ли он и дальше закрывать глаза на существование в государстве откровенно враждебной политической партии.
29 августа 2019 года, на свои первые 100 дней президентства Зеленский публично пообещал обнародовать информацию о финансировании ОПЗЖ из России. С тех пор прошло два года. “Оппозиционная платформа “За жизнь” была и остается активным игроком на политическом поле Украины. Президент свое обещание выполнил лишь частично, закрыв три пророссийских телеканала из пула Виктора Медведчука. Сказав "а", Зеленский должен сказать и "б". Преступник должен сидеть в тюрьме. Даже тогда, когда он кум президента России. Медведчук за решеткой - лучший ответ Путину на его многочисленные попытки вернуть Украину под влияние России. И это наконец-то должен понять сам Зеленский. Никаких торгов с Путиным. Только закон. Только справедливое наказание. Только интересы государства.