Почему Китай не признает аннексию Крыма
Глобальная война автократий с демократиями вошла в активную фазу и разворачивается сразу на нескольких направлениях, в том числе весьма далеко от Евразии.
Инициаторами её выступают Россия и Китай, что и естественно – у крупных автократий всегда есть гораздо большие захватнические планы, чем угон скота или смещение межи огорода вплотную к хате соседа. Поэтому во всех автократиях самые почитаемые кумиры – это удачливые угонщики скота, "собиратели земли русской" и другие типы бандитов.
Обида оружейников и правительства Франции на Австралию за её отказ от долгосрочной программы по закупке подводных лодок привёл к всплеску внимания к военному договору между ней Великобританией и США. Позиция правительства Австралии более чем логична, зачем покупать дизельные подводные лодки у Франции, которые должны всплывать каждые две недели, чтобы "глотнуть" воздуха, когда за те же деньги можно купить атомные у США, умеющие не всплывать и не обнаруживать себя месяцами. Очевидно, что Австралии нужны они не для того, чтобы отгонять наркоторговцев от своих берегов, а для сдерживания более серьёзного противника.
Собственно, сам договор находится на стадии разработки, которая, как было сказано на совместном брифинге президента США и премьер-министров Великобритании и Австралии, продлится 18 месяцев. Несмотря на это, Париж и Пекин выразили возмущение этим союзом, который уже получил условное название АЮКЮС (AUKUS) по первым буквам имён стран-участниц, подобно схожим союзам АНЗЮС и АНЗЮК. Примечательно, что военный союз АНЗЮС, созданный 1 сентября 1951 г., не был никогда официально распущен, несмотря на то, что Новая Зеландия в 1986 г. объявила себя безъядерной зоной, чем сделала юридически невозможным заход в свои порты кораблей США с ядерным оружием на борту и с атомными двигателями. После этого в данном союзе, срок действия которого не оговаривался, остались Австралия и США. Теперь к ним присоединилась Великобритания, и АНЗЮС в свой 70-летний юбилей трансформировался в АЮКЮС.
Создание АНЗЮС было результатом совместной войны этих трёх государств с Японией, армия и флот которой подобрались к Австралии. Поскольку после 1949 г. место Японской империи заняла Советская империя и её сателлит коммунистический Китай, имевший свои виды на всю Юго-Восточную Азию, и который в октябре 1951 г. аннексировал Тибет, то пришлось юридически оформить боевое сотрудничество времён Второй мировой войны как блок АНЗЮС. На брифинге по случаю начала создания АЮКЮС не было сказано ни слова о Китае, но в Пекине сработало правило "На воре шапка горит". Китайский посол в США Лю Пенью заявил, что этот союз направлен против КНР и призвал его участников "избавиться от менталитета времен холодной войны и идеологических предрассудков".
Странно слышать от коммуниста призыв избавиться от идеологии, тем более от какой-то её части, поскольку это вызывает подозрение в несостоятельности самой данной идеологии. Собственно, в Китае давно избавились от многих "идеологических предрассудков", в том числе и такого, как запрет Си Цзиньпину занимать пост генсека КПК более двух сроков. В Китае опять возвращаются на путь коммунистической автократии и Мао Цзедун, манерам поведения которого старается подражать Си Цзиньпин, это одобрил бы. Но для того, чтобы стать новым председателем Мао и не допустить ропота в партийных рядах, Си Цзиньпину надо совершить что-нибудь впечатляющее. Например, захватить Тайвань, а заодно отнять ряд островов у Вьетнама, Филиппин и Японии. Над чем и работает генсек: строит авианосцы и большой флот. В Китае на свой лад повторяют историю Наполеона и Гитлера с организацией десанта в Британию, и разумеется, с китайской гигантоманией.
По этой же причине Пекин не признаёт аннексию Крыма, хотя и поддерживает Россию в ООН. В Пекине понимают, Москва охотно согласится признать захват им Тайваня и других островов в обмен на признание аннексии ею Крыма. Но если Пекин признал бы аннексию Крыма в 2014 г. или признает её сейчас, то после захвата Тайваня столкнётся с рядом неприятных условий, которые ему выдвинет Москва за признание ею этой аннексии. В Пекине не хотят оказаться в таком неудобном положении и не признают захват Крыма до тех пор, пока сами не захватят Тайвань. В Пекине не верят Москве, сколько бы там не обещали признать захват Тайваня, как только, так сразу. Помимо ненадёжной Москвы есть и другие сдерживающие Пекин факторы. В том числе тот, что плыть из Китая до Тайваня намного дольше и сложнее, чем через Ла-Манш.
В Пекине также не уверены, что РФ будет существовать на тот момент, когда военный флот КНР доплывёт до Тайваня, если его корабли не окажутся на дне в результате действий международной коалиции по обороне этого острова. Равнять ракетно-бомбовыми ударами Тайвань с уровнем моря глупо во всех отношениях, кроме идеологического. С идеологией и её "предрассудками" в Китае давно научились обращаться вольно. Но приносить на алтарь марксизма-коммунизма такую жертву как тайваньская госкомпания TSMC, производящая около половины всех полупроводниковых микросхем в мире, вряд ли рискнут даже самые фанатичные партийцы, если такие в руководстве КПК ещё есть. Тайвань нужен Пекину не в виде трупа, а живым и более-менее целым, что сильно усложняет задачу Си Цзиньпину, его генералам и дипломатам.
Поэтому Пекин будет стремиться получить Тайвань по образцам включения Макао и Гонконга в состав КНР, что крайне сложно. С Макао всё было прозрачно – Китай 300 лет не признавал захвата этого острова Португалией. В 1887 г. даже подписал с ней договор, по которому этот остров, переделанный уже в полуостров, был назван территорией империи Цин, но под управлением Португалии. После революции 1974 г. Португалия установила в 1979 г. дипломатические отношения с Китаем и начала переговоры о передаче Макао как экс-колонии. Вернула в 1999 г.
С Гонконгом было идеально – Великобритания взяла остров в аренду на 99 лет, никогда от этого не отказывалась и вернула Китаю в 1997 г. чётко в срок. Даже не пыталась цепляться за тот юридический факт, что до 1911 г. такого государства как Китай не было, а была Империя династии Цин. В итоге КНР обзавелась "бунтующей провинцией" с людьми, разбалованными британской демократией, чего нет в Макао, население которого привыкло к авторитаризму и для него не особо принципиально, португальский он или китайский. Китайский, во всяком случае, ближе по языку.
У Тайваня совсем другая история. Он очень недолго был в составе китайской империи и сам из неё ушёл по идейным соображениям. Пекину, чтобы заполучить Тайвань, придётся договариваться не с Португалией, Великобританией или ещё с кем-то, а с самими жителями острова и пытаться соблазнять их гигантскими прибылями от работы на китайском рынке или оккупировать их без всяких разговоров. Но совсем без разговоров не получится даже оккупировать, поскольку Байден пригласил делегацию Тайваня на свою инаугурацию, чего никогда не было. Поэтому об идеологических предрассудках говорить придётся много, в том числе о Тибете, Уйгурии и китайской провинции Внутренняя Монголия.
Этот разговор будет сложным и долгим. Поэтому в Пекине решили подготовиться к нему, не только строя авианосцы, но и используя прецедент с Крымом. Когда Украина вернёт Крым у Пекина возникнет пусть шаткое, но основание потребовать себе Тайвань, ссылаясь на этот прецедент. При вольном обращении с "идеологическими предрассудками" такой ход мысли вполне возможен. Отсюда и одна из причин роста интереса Пекина к Украине по формуле "Мы вам признание возвращения Крыма, а вы признание нашего желания вернуть Тайвань".
Если китайский флот в этот момент будет блокировать Тайвань, а флоты Украины и наших союзников Крым, то аналогия, несмотря на все очевидные натяжки, будет напрашиваться сама собой. Приблизительно по той же схеме, если возможна Южная Осетия за Большим Кавказским хребтом, отделяющим её от собственно Осетии, то почему невозможна вторая "северная Албания" в Косово при менее сложном рельефе и утверждении, что албанцы – это самое древнее население Балкан.
В сложных коллизиях глобальной войны автократий с демократиями Пекин имеет больше основания не признавать аннексию Крыма РФ, чем признавать её, если планирует получить Тайвань и прирасти Сибирью. В Пекине прекрасно понимают, что Москва от него никуда не денется, сама будет лезть с предложениями дружбы, бизнеса и союза против международной демократии. Но у Пекина есть серьёзные сомнения в перспективности этих проектов Москвы, скажем так, чтобы не говорить о наличии уверенности в их обречённости на провал. Поэтому в Пекине спустя семь лет после аннексии Крыма и решили поинтересоваться Украиной не только в экономическом аспекте.
Собственно, есть простой способ снятия проблемы "двух Китаев" – это признание и принятие Пекином "идеологических предрассудков" Тайваня. Но в Пекине на такой шаг пока не отваживаются, авианосцы строить проще. Впрочем, не стоит и зарекаться, КНР стоит на пороге революции, и принятие ею "идеологических предрассудков" Тайваня нельзя совсем исключить.