Последние в течение более 15 лет были безоговорочными лидерами электоральных предпочтений в Германии. Однако для формирования правительства все равно придется формировать коалицию. Сейчас есть три конфигурации будущего большинства.
Почему проиграли "меркелевцы" и куда пропала госпожа канцлер?
Если говорить о победе Социал-демократов (СДПГ), то они сделали меньше ошибок в течение этой избирательной кампании, и вышли с хорошо подготовленной партийной программой. В принципе, "Зеленые" тоже были хорошо подготовлены в программном плане, однако в этой компании как никогда большую роль играли личности, чьи качества вышли на первое место.
Соответственно, в плане личностей и "Христианские Демократы" (ХДС / ХСС), и "Зеленые" проиграли. В случае с "Зелеными" это произошло среди прочего из-за того, что у их кандидата Анналены Бербок были проблемы как и с плагиатом в ее книге, так и с поправками в ее официальной биографии, и в ее налоговой декларации, где она тоже не показала определенные прибыли. А немцы довольно щепетильно относятся к этим вопросам.
Однако проигрыш "Зеленых" лишь частичный. На самом деле им практически удалось удвоить свой результат после прошлых выборов, поскольку тогда партию "Зеленых" поддержали лишь 8% избирателей, а сейчас они получили 15% голосов. Если в уходящем созыве "Зеленые" имели наименьшую оппозиционную фракцию, то теперь у них будет фракция в 120 человек, и с ними так или иначе придется считаться.
Что же касается проигрыша "Христианских Демократов", то речь идет об Армине Лашете - слабом кандидате в личностном плане, и о тех ошибках, которые он допустил. Речь идет и о его улыбке во время визита к жертвам наводнения в юго-западной Германии, и то, что он как премьер наиболее населенной федеральной земли (Северного Рейна-Вестфалии - "Апостроф") не смог справиться с последствиями наводнений и фактически выйти с какой-то более-менее эффективной повесткой дня в этом плане.
Также сыграло роль то, что Лашет практически на протяжении всей кампании отвергал необходимость внедрения каких-либо изменений в климатической политике, а также то, что он воздерживался от каких-либо заявлений в плане социальной политики, которая важна для немецкого избирателя. То есть мы видим, что у Армина Лашета есть проблемы, и это сыграло свою роль в том, что христианские демократы набрали наименьшее количество голосов за всю свою историю.
Также стоит учитывать фактор того, что Меркель фактически с 2018 года воздерживалась от того, чтобы назвать своего преемника, и в конце концов в кампании Лашета она воздержалась от каких-либо демонстраций в его пользу. Фактически Меркель присоединилась к кампании Лашета только тогда, когда уже надо было просто спасать положение дел на последних неделях этой кампании.
Кстати, то, что не случилось полной катастрофы, и ХДС не получила около 20%, а получила больше, это тоже в некоторой степени заслуга того, что взялась работать Ангела Меркель.
С "правыми" никто не хочет
Отдельная ситуация с "Альтернативой для Германии" (далее АдГ - "Апостроф"), правой политической силой. Все партии, которые проходят в Бундестаг по результатам выборов, заявили, что не пойдут с ней в коалицию. Фактически речь идет о курсе на то, чтобы ограничить эту партию в будущем созыве. Поэтому АдГ пойдет в оппозицию.
По сравнению с прошлыми выборами - тогда они набрали 13% - сейчас АдГ немного потеряли. Дело в том, что тогда АдГ набрала голоса на фоне миграционного кризиса, из-за педалирования риторики с миграционной проблематикой, и частично они набрали голоса, выступая за то, чтобы грубо говоря, "Германия не кормила бедные страны Южной Европы" вроде Греции или Италии, и не расплачивалась за их долги.
Они выступали за более широкие социальные гарантии, но избиратели увидели, что в этом вопросе АдГ не блещет высокой способностью генерировать более или менее удачный контент. И такой протестный избиратель, голосовавший в 2017 году за АдГ, сейчас мигрировал или к Социал-демократам, или к "Зеленым", которым важен в том числе и социальный порядок дня - вопросы налогов, пенсий, зарплат и тому подобное.
"Светофорный", "ямайская", большая. Какой будет коалиция?
Какой будет коалиция, сейчас очень сложно прогнозировать. Как мы видим сейчас, отрыв между христианскими демократами и социал-демократами небольшой - всего лишь 2%. Соответственно, мы уже столкнулись с такой ситуацией, когда обе партии - и выигравшая, и разгромно проигравшая - из-за низкого разрыва заявили о том, что готовы брать ответственность за правительство. Однако все будет зависеть от того, с кем захотят договориться третье и четвертое места. Речь идет о "Зеленых" и Свободных демократах. К тому же, важно - договорятся ли "Зеленые" и Свободные демократы между собой, поскольку если им удастся договориться, они смогут выбирать: или они пойдут договариваться с СДПГ, или будут договариваться с ослабленными ХДС, у которого можно будет выторговать побольше.
А если они между собой не договорятся, то останется единственный вариант - СДПГ и ХДС строят новую большую коалицию, в которой новым канцлером может стать Шольц, если они не решат пойти другим путем. В новой большой коалиции может быть даже такое, что новым канцлером станет не Шольц и не Лашет, а будет кто-то третий, кто-то нейтральный, хотя и вероятно, что это станет человек от СДПГ, однако такая персона, которая не несет на себе окраску этой избирательной кампании.
Поэтому фактически имеем три варианта: большая коалиция - СДПГ и ХДС; "светофорная коалиция" - СДПГ, Зеленые и Свободные демократы; "ямайская коалиция" (фразеологизм политического лексикона Германии, обозначающий коалицию трех партий: ХДС/ХСС, Свободной демократической партии и Партии зеленых. Происхождение выражения связано с государственным флагом Ямайки, цвета которого соответствуют партийным цветам ХДС/ХСС (черный), Свободной демократической партии (желтый) и "Зеленых" (зеленый) - "Апостроф"). Все остальные варианты не набирают численного преимущества.
Какая из коалиций является наиболее выгодной для Украины? Здесь стоит отметить, что внешняя политика в этой избирательной кампании играла не слишком большую роль, а украинский вопрос был где-то в стороне. Конечно, Украину упоминали в предвыборных программах все партии, которые могут попасть в коалицию, однако сейчас сложно судить, кто фактически будет формировать внешнюю политику Германии в целом, и на украинском направлении в частности.
Надо посмотреть кто станет канцлером, а также кто займет должность у министра иностранных дел, и будет ли у будущего главы немецкого МИД достаточный уровень автономии. Однако я не думаю, что стоит ждать каких-то очень существенных изменений на украинском направлении. Немецкая политика характеризуется высокой степенью преемственности и континуитета.
Соответственно, если будет создана коалиция под руководством СДПГ, то не исключено, что основные аспекты нынешней немецкой политики в отношении Украины и на восточном направлении, которое включает в том числе и Российскую Федерацию, в целом останутся неизменными.