Главный инструмент Путина. Что показали выборы в России
Путин построил «свою ГДР» в современной России.
В первый день российских выборов в Государственную думу на избирательных участках по всей России были зафиксированы очереди «бюджетников». Некоторые признавались, что их «убедительно попросили» проголосовать на работе. Появилась информация и о том, что других также «убедительно» просили проголосовать через сайт госуслуг. Среди таких «бюджетников», кстати, оказался и сам Владимир Путин. Наблюдатели связывают эти очереди и большое количество участников удаленного голосования в первую очередь с заботой власти о явке на выборах. Ведь о каких-либо реальных альтернативах, которые заставили бы людей участвовать в голосовании, речь не идет, — пишет Виталий Портников для Радио.Свобода.
Российские выборы и раньше не отличались особой альтернативностью. Уже после 2000 года — времени прихода к власти Владимира Путина — политическое пространство страны стало контролироваться Кремлем буквально до мелочей. Если до 2014 года еще могли быть хоть какие-то иллюзии относительно присутствия в парламенте оппозиции, то после практически единодушной поддержки всеми партиями, представленными в Государственной думе, аннексии Крыма, эти иллюзии развеялись сами собой.
Чтобы понять, какую политическую систему решил создать в России Владимир Путин, стоит обратиться к его жизненному опыту. Годы становления Путина как сотрудника спецслужб — это работа в ГДР, к которой президент России относится с нескрываемой ностальгией.
Восточная Германия была одной из стран «народной демократии» под жестким советским контролем. Однако, в отличие от Советского Союза, в ней существовала фиктивная многопартийная система. Правящая в стране Социалистическая единая партия Германии даже формально не имела большинства в парламенте — в отличие от той же «Единой России», между прочим. Но это не мешало ей безраздельно править страной вплоть до уничтожения Берлинской стены.
Сейчас уже можно сказать, что Путин построил «свою ГДР» в современной России. Все парламентские партии контролируются из одного места — кабинета заместителя главы администрации президента России Сергея Кириенко, куратора внутренней политики страны.
Решено также, какие партии в парламент не попадут, но получат нужный для продолжения государственного финансирования процент голосов. Это уже внепарламентская оппозиция — но оппозиция, которая не создает больших сюрпризов.
Все остальные, кто участвует в уличной политике и высказывается против власти — и в этом новация выборов 2021 — оказываются среди «экстремистов» и в соответствии с новым законодательством не могут принимать участие в выборах. Таким образом, если раньше можно было теоретически представить, что в выборах может участвовать возмутитель спокойствия и он получит большое количество голосов избирателей, то теперь даже теоретические возможности исключены.
«Экстремист» не только не может быть избранным — он лишается возможности доносить свою позицию до соотечественников. Именно поэтому перед выборами Россия обвинила западные цифровые компании во вмешательстве в выборы и заставила их удалить из виртуальных магазинов приложение «Навальный».
Список тех, кого можно выбирать, таким образом, является значительно сокращенным. Однако является расширенным список избирателей за пределами России. К владельцам российских паспортов из Крыма, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья теперь добавились и жители оккупированных Россией районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
И это еще раз напомнило, что Кремль стремится использовать эти выборы не только как демонстрацию поддержки политики Путина подавляющим большинством российских граждан, но и как инструмент «ползучей аннексии» чужих земель.