Во-первых, плановый дефицит составляет 3,5% ВВП. резкое сокращение (с 5,5% в 2021), несомненно, является правильным решением. Наконец мы возвращаемся к динамике, в которой жили до ковидного 2020-го года, а именно — начинаем меньше брать в долг. Согласно проекту бюджета, мы платим по процентам больше, чем берем в долг. Это называется «первичный профицит» и означает, что мы постепенно сокращаем свои долги и долговую нагрузку.
Во-вторых, проектом предусматривается продолжение тенденции к незначительному, но все же снижению доли доходов бюджета в ВВП (с 24,6% в 2021 до 23,6%). По крайней мере, по прогнозу, на котором базируется бюджет. Это тоже хорошо, поскольку означает, пусть и маленькое, но снижение нагрузки государства на экономику. Государство менее эффективно, чем частный сектор, и в наших условиях и так перераспределяет слишком большую часть национального богатства.
Впрочем, доходная часть бюджета зависит от принятия контраверсионного законопроекта 5600. Против многих его положений выступал бизнес и экономисты, сейчас этот законопроект согласуется с существенными изменениями в профильном комитете Верховной Рады. От того, в каком виде он будет принят, зависит как выполнение бюджета 2022, так и его влияние на экономику.
В свою очередь, общая сумма расходов бюджета-2022 составляет 1 465,7 млрд грн.
Расходы на здравоохранение заложены на уровне 197 млрд грн или 3,8% ВВП (что на 36 млрд грн больше плана 2021 года). И хотя финансирование здравоохранения проектом было увеличено, объем все же не дотягивает до заявленных государством как цель 5% ВВП. С другой стороны, важно запланированное существенное увеличение зарплат для врачей — до 22 500 грн в среднем или в 1,6 раза. Это является логичным и правильным шагом, учитывая истощение врачей ковидным годом.
Важный элемент бюджета — обеспечение 34 млрд субсидий на отопительный сезон 2021/2022. Это предусмотрено как проектом бюджета на 2022, так и изменениями в бюджет 2021-го, представленными правительством в Верховную Раду. Этой суммы должно хватить, чтобы обеспечить людей субсидиями на время сложной зимы, которую нам готовит РФ. В то же время, доступ к субсидиям очевидно должен быть облегчен. Важно, чтобы все уязвимые слои населения реально их получили, а не остались один на один с ростом платежек.
Оборонные и безопасностные расходы заложены на уровне 5,95% ВВП (или 320 млрд грн). Вопрос заключается в том, что значительная часть увеличения этих расходов (~ 40%) — это международная официальная поддержка из США, Франции и Великобритании. То есть рост в большей степени ожидается за счет внешней поддержки, от предоставления которой мы будем существенно зависеть. А, собственно, чистые расходы на оборону и безопасность были увеличены только на +5,8%.
Вопросы возникают и к капитальным затратам, ведь значительная их часть прямо привязана к ресурсному законопроекту 5600. Больше всего от «возможных будущих» налоговых поступлений из 5600 зависят 70% расходов на развитие транспортной инфраструктуры, 52% расходов на развитие стратегической промышленности и 35% расходов на культуру. Финансирование объектов «Большого строительства» (а именно учреждений образования и сферы культуры) также во многом зависит от законопроекта 5600.
В общем, представленный правительством бюджет, является адекватным сложившейся ситуации. Он возвращает нас к стратегии систематического снижения дефицита бюджета и долговой нагрузки. Что является критически важным для стабильности нашей экономики. С другой стороны, беспокойство, все же, вызывает значительное возложение ожиданий правительства на противоречивый законопроект 5600, а также международную финансовую помощь по оборонке.
Сейчас важно сохранить и принять Бюджет-2022 примерно в таком виде, как он был подан. Это важно для обеспечения макроэкономической стабильности и развития страны.