Когда ребенок говорит: "я не хочу в школу"
Эти слова звучат глобально, и действительно, часто пугающе. Но все это - очень общие формулировки.
Как правило, ребенок пытается избежать только части этой "глобальности". И нам важно постараться приучить себя общее - "не хочу" - разделять на конкретные части, ступени.
Как правило, окажется, что ребенок - таки хочет ходить в школу (садик и проч.), но, если ему помочь разобраться, он уточнит: НО
- я устал
- мне сложно проснуться сегодня или вообще просыпаться утром
- я утром не могу собраться и вспомнить, что нужно делать, а родители ругают
- мне не нравится, не удобна форма (есть школы, в которых школьная форма обязательна)
- меня укачивает в дороге (устаю, мне страшно, мне скучно идти, я хочу идти сам, я стесняюсь, что меня водит мама)
- мне одиноко в школе (поссорился или нет друзей)
- меня обижают, надо мной смеются, я стал свидетелем или жертвой буллинга
- я потерял учебник (рюкзак.....)
- я не сделал домашнее задание
- я не могу ходить в туалет в школе
- мне сложно даётся определенный предмет
- у меня сложные отношения с конкретным преподавателем
- я напортачил и не понимаю, как исправить ситуацию
- мне страшно не справиться, получить плохую оценку
- я влюблен/а (в девушку-парня, у которого другой режим учебы)
- я плохо себя чувствую (заболел, ощущаю тревогу, боюсь заболеть)
- мне скучно (я быстрее справляюсь с задачами, ощущаю, что трачу время) или - я не понимаю того, что объясняют учителя
- я много пропустил, не могу быстро догнать
- я плохо вижу, плохо слышу
- я стесняюсь (брекетов и проч.)
- я хочу кушать (не могу кушать того, что есть в школе)
- я стал свидетелем обмана, правду сказать не могу - боюсь предать одноклассников, обмануть учителя тоже не могу
- когда я в школе, с родителями может произойти что-то непредсказуемое
- мне не хватает времени на хобби
Представьте, КАЖДЫЙ из этих пунктов в моей практикой был причиной слов "я не хочу в школу" у разных детей. И все эти пункты для них серьезны.
Я прошу ребенка переформулировать так: Я хочу в школу, НО
Мне будет спокойнее, легче, когда...
И решить вопрос с одним- двумя пунктами намного легче, чем с глобальным "я не хочу в школу".
Но для того, чтобы ребенок любого возраста смог вместе с нами размышлять обо всем этом и доверить то, что ему сложно, важно, чтобы мы приучили себя слушать, не перебивая, не оценивая, всерьез относясь к его словам и искренне желая разобраться и помочь. Ну и у нас точно получится.
Всего доброго