Сказать, что Владимир Зеленский волнуется – это ничего не сказать. Вчерашняя встреча была так сильно насыщена невербальными сигналами волнения и переживаемого стресса, что это было видно с первых секунд. Но обо всем по подробнее.
Начну с того, что все мы не можем видеть весь переговорный процесс. Потому оцениваем лишь то, что имеем. А имеем мы лишь несколько минут видео записи. С ними и разберемся.
Итак:
Снимем маски!
В политической коммуникации огромное значение имеет первенство действий. Кто обладает более высоким статусом, тот и осуществляет первое действие. Например Джо Байден первым снимает свою маску, а уже затем Владимир Зеленский делает так же. Причем некоторое время вертит её в руках, словно не знает куда её деть. Наблюдается суетливость его движений, что говорит о волнении. И эти же сигналы волнения усиливаются покусыванием и облизыванием губ (физиологические признаки стресса), мелкими и частыми движениями головой, частым зрительным контактом с Байденом (который при этом совершенно не смотри на Зеленского).
Обращает на себя внимание и поза Владимира Александровича – он практически вжался спиной в кресло. Тело расположено симметрично (что в сидячем положении встречается не часто), практически полный контакт спины и кресла (попытка «прикрыть» спину, обезопасить свою заднюю полусферу), симметричное положение ног, отсутствие какой-либо видимой расслабленности. На протяжении всего одиннадцатиминутного разговора тело Президента Украины практически не шевелится. На ускоренной перемотке видно лишь как голова перемещается в разные стороны, а тело остается на одном месте. Такая «впаянность» в кресло есть свидетельство внутреннего страха. Тело предпочитает оставаться на месте, ни на сантиметр не изменяя своего положения. Это типичная поведенческая реакция замирания.
Мимика Зеленского, очевидно, отражает его эмоциональное состояние наиболее ярко. И в данном случае не так важно что именно отображается на лице, как важно то, с какой скоростью сменяются эмоциональные картины.
Но самое главное невербальное наблюдение состоит не в том, как себя ведет Зеленский, а в том, как на его невербальное поведение реагирует тело Байдена. Оно никак не реагирует. Рядом с Байденом сидит человек, подавленное состояние которого невозможно не увидеть. В подобной ситуации, когда невербальное поведение твоего собеседника настолько очевидно, ты реагируешь только двумя способами:
1) Ты проявляешь эмпатию. Ты либо смущаешься в ответ на то, что твоему оппоненту плохо (тот самый испанский стыд), либо проявляешь хоть какую-то заботу.
2) Ты проявляешь злорадство (то самое странное сочетание злости и радости). Тебя веселит тот факт, что человек, пытавшийся помогать твоему "попереднику", теперь находится в явно подчиненном положении и вынужден изображать присутствие духа
Но в любом случае ты на уровне телесных сигналов должен как-то реагировать. А в данном случае Джо Байден словно находится в другом пространстве, в котором рядом с ним вообще никого нет. Жестикуляция и мимика Президента США замедленны, неторопливы, жесты широкие и спокойные, речь такая же спокойная и ровная.
Невербальное поведение Байдена в данном случае находится в полнейшем диссонансе к невербальному поведению Зеленского и это высший уровень невербального троллинга.
Напоследок осталось оценить невербалику Президента Украины по завершению переговоров. Если коротко – то это была демонстрация истощения. Не смотря на попытки шутить в целом наблюдаются ниспадающие интонации, паузы, зацикленный и устремленный в пространство взгляд, подавленная жестикуляция, бедная мимика. Поведение Зеленского напоминает поведение студента, который сдал тяжелейший экзамен. Есть некая радость от сдачи, но сил на радость уже практически не осталось.
В общем свой экзамен Владимир Зеленский сдал, а оценка уже и не так важна. Главное, что он это пережил.
А вообще-то в последнее время каждая встреча на международном уровне оборачивается для Владимира Зеленского тяжелейшим испытанием. То ли он встречается с Меркель или Байденом, то ли с украинскими журналистами на фоне чужой мечты – Владимиру Зеленскому все сложнее держать удар и выдерживать давление. Внутренних сил остается все меньше. С такими темпами до конца президентской каденции его внутреннего ресурса может не хватить.