Значительные экономические осложнения и введение антикоронавирусных ограничений, которые продолжаются уже полтора года, конечно спровоцировали ухудшение социально-экономического положения в Украине. Между тем Украине в очередной раз удалось избежать (на этот раз — коронавирусного) краха. Более того, даже в условиях «опоздания» вакцинации ряд индикаторов предоставляет положительные сигналы относительно определенного улучшения экономического состояния домохозяйств.
Одним из индикаторов благосостояния в Украине может выступать Индекс экономической способности населения (Индекс), разработанный и внедренный Центром Разумкова, который основывается на объективных, статистических показателях и характеризует и интегрирует не только традиционно рассматриваемую покупательную способность населения (в частности, зарплаты и их задолженности, текущую ценовую и курсовую динамику), но и экономическую устойчивость — способность «усредненного» домохозяйства к жизнедеятельности при потере источников текущего дохода в течение определенного периода времени (в частности, из-за доступа к депозитным и кредитным ресурсам, средств, получаемых из-за рубежа и др.). Именно экономическая устойчивость является одним из важнейших условий ощущения жизненной защищенности, уверенности в завтрашнем дне — значит, возможностей построения долгосрочных жизненных стратегий, одновременно является условием положительного социального самочувствия.
Несмотря на продолжение коронавирусных осложнений, в течение весенне-летнего периода текущего года указанный Индекс демонстрирует достаточно устойчивую тенденцию к повышению, что интерпретируется как улучшение экономического состояния домохозяйств. Есть ли основания для такого достаточно оптимистичного предположения? (Здесь мы не будем обсуждать достоверность официальной статистики, поскольку альтернативного системного источника все равно мы не имеем.)
Так, с начала года заработные платы демонстрируют ускоренный рост — в марте средняя зарплата превысила $500 (в номинальном выражении), а в июне-июле вышли на исторический максимум — $530. Реальная же средняя зарплата с начала года выросла на 10%. Отметим, рост зарплат произошел не благодаря целенаправленной правительственной политике, а готовности работодателей развивать бизнес (даже в условиях фискального давления), а также содержать квалифицированных работников.
Свидетельством высоких доходов стал прирост депозитов населения, объем которых с начала года вырос на 17 млрд грн. Также возобновился стремительный рост объемов средств, которые украинцы получают из-за рубежа в виде переводов. Так, если в январе-феврале среднемесячные «чистые» ресурсы из-за рубежа (разница между полученными и отправленными переводами) через частные трансферты составляла около $300 млн, то в июне-июле достигла $450 млн.
В то же время весенне-летний период характеризуется постоянством жилищно-коммунальных тарифов и даже отсутствием оплаты за отопление (которая в зимний период является львиной долей платежек), что существенно повышает объемы «свободных» ресурсов у домохозяйств, а с тем и их текущую покупательную и платежную способность.
Однако, наряду с экономическим измерением ресурсов домохозяйств, «самочувствие» украинцев проявляется в опросах. Роль важного индикатора самочувствия играет вопрос: «…события в Украине развиваются в правильном или неправильном направлении?». Результат, как разница положительных и отрицательных оценок, может служить общественно-психологическим индикатором правильности движения страны.
Конечно, значительную (а в отдельные периоды даже определяющую) роль в психологическом восприятии «правильности» развития ситуации в стране играют текущее экономическое положение и экономическая устойчивость домохозяйств. Поэтому и динамика самочувствия вполне может соотноситься с динамикой экономических индикаторов. Так, на протяжении всего 2020 года в условиях значительного ухудшения благосостояния, в том числе в результате провальной антикоронавирусной политики, происходило «синхронизированное» снижение показателей индекса и значений оценок самочувствия, которые в конце 2020-го и начале 2021-го упали до минимальных уровней.
Ситуация заметно начала различаться весной 2021-го. Если, как указывалось, Индекс экономической состоятельности начал демонстрировть четкую тенденцию к повышению, то результат опросов указывал на восстановление разочарования (и даже раздражение) украинцев во властных действиях. Следовательно, в указанный период (апрель-июль) наблюдается нарастание разрыва в динамиках Индекса и оценок правильности движения — определенное экономическое улучшение уже не компенсирует потери, упущения, недостатки в других социальных и гуманитарных сферах (что все больше беспокоят украинский), а с тем общественно-политические факторы и составляющие усиливают свою значимость.
Рост указанного разрыва (подобного тому, что был в начале 2019 года), одновременно является свидетельством растущего недовольства общества властными действиями (даже в условиях определенной экономической устойчивости). А если вспомнить, что осенью социальная и жилищно-коммунальная сферы готовят украинцам очередные «сюрпризы», то вероятность открытого проявления недовольства кажется высокой.