Внедорожники для армии. Где застрял проект "Сайгак" и при чем здесь китайские джипы
Можно было освоить крупноузловую сборку уже отработанных в серийном производстве моделей, а потом переходить к локализации, а не заказывать проект с нуля.
Отсутствие достаточного количества финансов и негласное оружейное эмбарго Европы рано или поздно должно были привести к экспансии китайского военного оборудования, а следом и вооружения в Украину. Хотя и у Пекина есть определенные «красные линии». Итак, начиная с 2015 г., когда началось массовое перевооружение отечественной армии, китайское влияние было минимальным — если не брать во внимание закупки некоторого ассортимента запасных частей к авионике, китайской в армии была только продукция автомобилестроения.
Прежде всего речь о двигателях, которые устанавливались как на продукцию КрАЗа, так и МАЗа в кооперации с «Богданом», а также на украинский вариант от того же «Богдана» китайского внедорожника Great Wall Wingle 5. В варианте «Богдан-2351» машина с 2018 г. закупалась для замены уазика, а медицинский вариант вплоть до 2019 г. заменял снова-таки советские «буханки» в армии.
Однако после 2019 г. политическая ситуация поменялась, и от закупок кое-как локализованных китайских образцов отказались. Причем только для того, чтобы начать закупки чисто китайских образцов. И в последние недели пришло сразу несколько новых подтверждений изменившейся политики.
Сначала стало известно, что ГП «АвтоМАЗ-Украина» получило от Государственной специальной службы транспорта Министерства обороны контракт на поставку китайских грузовиков. К 1 декабря 2021 г. военные должны получить седельный тягач SITRAK C7H 6x4 TRACTOR и семь самосвалов SITRAK C5H 6х4 DUMPER. Эти машины представлены в нашей стране компанией «АГСОЛКО Украина», причем в рекламных проспектах она не скрывает, что большой вклад в создание этих машин вложила немецкая MAN.
А затем прошла информация о том, что Национальная гвардия Украины заключила контракт на приобретение трех пикапов Great Wall Wingle 7 с 2,4-литровым 150-сильным бензиновым двигателем. Причем их комплектация весьма интересная, если не сказать больше — это кунг с буксировочным тросом и лебедкой DWH12000HD, двумя маскировочными сетками (растительной и бело-серой окраски), однофазным компактным бензиновым генератором на 3,5 кВт, электрическим удлинителем (50-60 м), складной мебелью (стол, 4 стула), палаткой на четыре человека и набором полевой посуды. При этом автомобили должны быть окрашены в серый цвет. Очень сложно представить, какие боевые задачи должны решать эти машины, кроме как рыбалка и охота генералов НГУ. Впрочем, возможно, машины закупаются для нужд гвардейского спецназа, который будет действовать в тылу условного противника в отрыве от основных сил?..
Стоит сказать, что ранее Нацгвардия несколько раз покупала пикапы Great Wall Wingle 5 и тентованные 2-тонные грузовые автомобили на базе джипов Great Wall H3 (4х4).
Но самое интересное в другом — по специализированным автомобильным ресурсам прошла информация о том, что в страну ввезена партия пикапов и внедорожников BAW Warrior производства компании Beijing Automobile Works. По сути это армейские машины, которые ныне используются китайской армией, только немного дооборудованные для гражданского рынка. В Украину завозят машины двухдверной и четырехдверной модификации с турбодизельным двигателем 140 л.с. с объемом 2,4 л.
Серийная модель была представлена в 2006 г. на Пекинском автосалоне. А уже в следующем году стало известно, что китайские вооруженные силы заказали 2100 единиц такой техники.
Казалось бы, информация из разряда обыденных — мало ли китайских машин завозят в страну. Однако происходит это на фоне начавшегося весной конкурса в рамках опытно-конструкторской работы по армейскому внедорожнику «Сайгак», который должен заменить в ВС Украины технически и морально устаревшие УАЗ-469 и УАЗ-3151. Причем по условиям конкурса пять частных компаний должны представить свой прототип до 1 сентября, разработанный по тактико-техническим задачам от военных.
Основными преимуществами автомобиля «Сайгак» над УАЗ должно стать использование дизельного двигателя, внедрение современного полного привода, использование современных защищенных колесных движителей, увеличенный ресурс до капитального ремонта.
Однако до сегодня известно только об одном прототипе — от Конструкторско-производственного предприятия «Украинская бронетехника». Причем есть только фотография невысокого качества, которой поделился генеральный директор.
Естественно, замена армейских внедорожников — задача не из простых, тем более на фоне отсутствия в Украине компаний с опытом разработки и серийного производства подобной автомобильной техники. Совершенно непонятно, почему наше Министерство обороны пошло по такому долгому и затратному пути, а не взяло на вооружение опыт стран с небольшим оборонным бюджетом, которые сначала осваивали крупноузловую сборку уже отработанных в серийном производстве моделей от известных производителей, а потом уже постепенно переходили к локализации. А после накопления необходимого опыта и к разработке собственных моделей. По этому пути шли, например, Турция и Китай (правда, Пекин никогда не заботился о покупке лицензии, но это вопрос другого порядка). И да — примерно так же планировали решить этот вопрос при предыдущем президенте.
Нынешний же «Сагайдак» рискует стать долгоиграющим проектом, который в итоге не приведет к появлению новой техники в войсках, а просто будет выкачивать деньги и ресурсы, которые можно было использовать гораздо эффективнее.